Проверьте себя
1. Вам интересны яркие, артистические личности.
2. Вас считают очень занимательным. Вы умеете живо и красочно рассказывать о том, что произошло, хотя и не всегда придерживаетесь фактов.
3. Вы любите быть в центре внимания. Вы гораздо лучше чувствуете в центре событий, чем на обочине.
4. Вы обожаете мечтать: представляете себя богатым, могущественным и знаменитым, под шумные аплодисменты получающим награды, обожествляемым за талант и красоту толпой фанов.
5. Вам нравиться флиртовать, вы хотите, чтобы люди считали вас привлекательным.
6. Ваше грустное настроение легко исправляется, если вы смотрите в кино или по телевизору хорошую комедию.
7. Часто вы действуете необдуманно, под влияние момента и эмоций.
8. Иногда вы любите присочинить или исказить факты, чтобы посмотреть на реакцию людей.
9. За несколько часов вы можете испытать широкий спектр эмоций: от счастья до печали и раздражения.
10. В вашей жизни случалась истерика или нервный срыв.
11. Внешность очень важна для вас, вы тратите много времени, удостоверяясь в том, что выглядите привлекательно.
12. Вы можете быть приветливыми даже с теми, кого не уважаете.
13. Если бы вам надо было играть роль на сцене, вы могли бы настолько вжиться в нее, что забыть, что это только игра.
14. Вам случалось угрожать убить себя, но вы вряд ли сделали бы это на самом деле.
15. Вы выражает свои чувства пылко и театрально.

Шестой тип характера

Этот тип характера формируется в том случае, когда в семье авторитет матери значительно превосходит авторитет отца. Ей принадлежит вся власть в семье, она контролирует не только поведение ребенка, но и мужа, ставя его в такое же зависимое положение, как и ребенка. Чтобы противостоять давлению матери и самоутвердится в семье, отец вынужден образовать альянс с ребенком. При этом он использует главную в возрасте 5 лет потребность ребенка в полоролевой самоидентификации - в признании своей нарождающейся сексуальности. Девочка с радостью обнаруживает, как это приятно быть девочкой - идентифицирует себя в женской роли, «обживает» свою женственность. Пассивный и зависимый отец поощряет все проявления женственности, в то время как авторитарная мать глуха к подобным проявлениям и делает акцент в воспитании на послушании и усвоении социальных норм.

Реже, но подобное случается с мальчиками в семье с деспотичным отцом и подчиненной матерью.

В семейном укладе, о котором идет речь, мать, обладающая большей, чем отец, властью – холодна и несексуальна по своей сути. Она может быть буквально не заинтересованной в сексе с мужем. Зарождающаяся сексуальность дочери ею игнорируется: «Что ты там крутишься у зеркала, там не на что смотреть, лучше пойди, собери свои игрушки!». Таким отношением мать невольно отталкивает дочь от себя, не хочет быть для нее доступной, когда та ищет поддержки в своем зарождающемся образе маленькой женщины.

Отец же, напротив, использует естественные потребности ребенка во внимании и заботе, поощряет ее сексуальность: «Ах, ты моя красавица, моя куколка!» Он использует эти потребности, образовывает альянс с дочерью, поощряя в ней соперничество с тем, чтобы противостоять жене.

Именно потому, что этими естественными детскими склонностями пользуются для удовлетворения потребностей взрослого человека, ребенок переживает то, что в психоанализе названо «эдиповыми» конфликтами.

Вторым вариантом, создающим почву для формирования этого типа характера, является семейный уклад, в котором мать серьезно больна физически или психически. Дочь, в таком случае, часто принимает часть материнских обязанностей, в то время, когда мать становится более зависимой и/или менее вовлеченной в семейные дела. Мать хочет стать ребенком, а дочь хочет стать матерью. При этом по характеру мать также холодна и не заинтересована в сексе со своим мужем.

В этом семейном укладе, как и в вышеописанном, происходит смена ролей, в том числе и в сексуальной сфере. Под сменой ролей в сексуальной сфере мы имеем в виду не инцест в собственном смысле слова (инцест однозначно ведет к формированию истерического характера) а то, что потребность в признании и поддержке оказывает не жена мужу, а дочь — отцу.

Поскольку дочь оказывается втянутой в супружеские конфликты в роли соперницы матери, то она переживает глубокое внутреннее противоречие. В итоге она чувствует, что может понравиться отцу только ценой отдаления от матери.

Таким образом, условиями формирования этого типа характера выступает негативная реакция матери на естественную детскую сексуальность и соперничество дочери в сочетании с использованием их отцом, чтобы компенсировать отсутствие внимания со стороны жены.

В результате такого вовлечение в сложные отношения родителей дочь получает психологическую травму использованного ребенка. Ее первоначальным намерением было приобретение необходимого внимания отца, но в действительности она получила намного больше и в то же время намного меньше того, чего на самом деле жаждала. Реально заинтересованность отца определялась его собственным эгоистическим интересом в получении поддержки со стороны дочери, а также с целью компенсации невнимания со стороны жены, а не его заинтересованностью дочерью как личностью. Более того, такой альянс с отцом заведомо разрушал отношения дочери с матерью. Будучи ребенком, дочь обвиняет во всем этом себя.

Результатом будут последующие серьезные проблемы в установлении отношений с мужчинами, поскольку дочь усваивает урок о том, что признание она может получить только от мужчины и только за свои женские (в смысле сексуальные) качества.

Психологи называют подобный тип характера истерическим. Самым простым способом описания сути истерического характера является представление его в форме разных проявлений эмоциональной защиты или эмоциональных игр. Игра заключается в том, что истерическая личность демонстрирует одни чувства, а на самом деле испытывая другие. Эти другие чувства ею не осознаются, так как являются слишком тяжелыми. Скрываемые чувства берут свое начало в вышеописанном раннем детском опыте использования взрослыми, когда ребенок чувствовал себя игрушкой в руках взрослых, разменной монетой в их сложных отношениях. Эти глубоко скрываемые переживания накладывают отпечаток постоянной эмоциональной подавленности, которая всегда есть в жизни истерика. Чувства, которые выполняют роль маскировки для истинных переживаний истерика, часто воспринимаются другими людьми, как неискренние или искусственные. Их излишне драматичная природа и неадекватность, принимая во внимание, как их контекст, так и интенсивность, и факт, что они не приводят ни к какому решению, заставляют нас считать их наигранными и не вполне настоящими. Такая манера выражения чувств позволяет подавлять то, с чем пришлось бы столкнуться, если бы личность решилась на более открытую интимность в отношениях с другими людьми.

Внезапное же и интенсивное проявление некоторых из этих эмоций (то, что на бытовом языке называется «истерикой» и вовсе не является визитной карточкой этого типа характера) служит снятию напряжения, а также препятствует полному осознанию того, что на самом деле представляют собой эти чувства. Такие взрывы эмоций чаще всего приводят к вовлечению других людей. Иногда это выливается в цепочку событий мелодраматического характера.

В целях защиты от истинных болезненных переживаний, связанных с общением и берущих свое начало в вышеописанных отношениях с родителями, истерическая личность придает своим контактам с другими только поверхностный вид. Такой внешний, неглубокий и искусственный контакт помогает ей уходить от реальности и позволяет жить в мире прекрасных фантазий. «Ничего плохого не случилось. Я не сделала ничего плохого. Однажды появится мой принц».

Истерическая личность не способна ни глубоко переживать свои «личные проблемы», ни основательно их обдумать. Она пользуется такими когнитивными стратегиями, которые не дают ей такой возможности путем стирания информации и блокировки или притупления мыслительных процессов. Таким образом истерик может с успехом отделить мысль от чувства и действия. Он может, например, заведомо сексуально провоцировать, не осознавая никаких сексуальных мыслей или чувств.

Истерические личности известны тем, что переносят чувства и мысли из их естественного контекста, который создает для них угрозу, в другие ситуации, которые не вызывают острого чувства угрозы, но в реальности совершенно им не соответствуют. Истерик особенно склонен к негативным перенесениям, поддерживая конфликты в своих любовных связях или вообще разрывая их. В других случаях, если происходит позитивное перенесение, он может вступить в связь и даже в брак с неподходящим партнером. Таким образом, истерик иллюстрирует поговорку «Левая рука не знает, что делает правая». Он сам иногда замечает в себе эту черту, а уж другим она видна невооруженным глазом.

Расплывчатая и обобщающая природа мыслительных процессов истерической личности особенно хорошо прослеживается в ее речи. Она говорит о предметах, используя общие и неясные термины, и часто отказывается от вербальной конкретизации. То есть, истерическая личность стараются не думать о вещах, которые представляли для нее угрозу.

Истерик обладает склонностью считать себя особой, не несущей ответственности за то, что с ней происходит и за свои попытки вызвать симпатию, поддержку и спасение. К сожалению, защитная манера познания может вызывать ощутимый дефицит способности планировать и строить свою жизнь таким образом, чтобы достигнуть того, что необходимо. Более того, истерическая личность затрудняет процесс обучения, который мог бы развиваться при условии надлежащего восприятия обратной связи, касающейся собственной роли личности в реализации ее жизненных целей. Это еще более закрепляет склонность считать себя и других фигурами несущественными и ни за что не отвечающими.

Проблемы людей с истерическим стилем характера лежат в плоскости секса, любви и соперничества. Женщины с подобным типом характера неспособны строить полноценные отношения с другими, основанные на взаимности. Они склонны придавать мужчинам чрезмерную ценность и недооценивать женщин. При этом, у них существует мощная бессознательная враждебность по отношению к мужчинам за то, что они были использованы своими отцами. В них будет присутствовать также огромная враждебность к мужчинам, которые кажутся слабыми и неспособными удовлетворить их заблокированные сексуальные истерические (в данном контексте - завышенные, не реальные) ожидания.

Истерические женщины обычно не имеют близких связей с особами своего пола. Они предпочитают общество мужчин. Женщин же воспринимают, как представителей более низкого интеллектуального уровня, относятся к ним враждебно или сопернически. Иногда они могут поддерживать контакты со своей матерью или «лучшими подругами», которые, однако, будут носить регрессивный характер. В таких отношениях они будут придерживаться манеры «маленькой девочки»: делиться секретами, особенно по части мужчин, и демонстрировать поведение, соответствующее подростковому возрасту или еще более раннему периоду.

В отношениях с противоположным полом истерическая личность широко известна своей склонностью играть альтернативные роли, в которых она реализует различные аспекты бессознательных образов самой себя. К примеру, женщина может быть наивной, милой девушкой в одной ситуации или в один период, тогда, как в другое время будет девушкой сексуально провоцирующей и манипулирующей. Также она может вступать в любовные связи со старшими, дающими опору и поддержку, мягкими мужчинами, в которых она будет относительно асексуальной и невозбужденной, а потом — в контакты с мужчинами, которые далеко не так хорошо к ней относятся, но вызывают сексуальное возбуждение и т.д. При этом женщина не осознает противоречивость ролей, которые она играет.

В контактах с одним мужчиной, например, женщина может вести себя очень кокетливо, робко и демонстрировать свою зависимость, провоцируя своего рода зависимое вознаграждение, в котором постоянно нуждается. Альтернативно, или в контакте с другим мужчиной, она может вести себя сексуально - соблазнительно или вербально агрессивно с самого начала или с момента, как только ее провокационное поведение вызовет сексуальную реакцию. Чтобы понять такую противоречивую сексуальность, достаточно вспомнить всем известную игру в «Динамо». В этой психологической игре, часто проявляющейся в поведении, девушка вначале ведет себя соблазняюще или, по крайней мере не противится ухаживанию, а когда ситуация подходит к логическому продолжению, с возмущением отвергает мужчину: «Я – не такая! Как ты мог такое обо мне подумать!».

Однако, что необходимо особенно подчеркнуть, в истерической личности, это быстрота переключения с одного рода отношений на другой, будь то с тем же самым человеком или с другими людьми.

Более того, все эти отношения часто носят драматический характер «мыльной оперы», являющийся прямой противоположностью по-настоящему переживаемой человечности. Поэтому отношения, так же, как и чувства, производят впечатление искусственности.

Опишем типичные сценарии отношений истерической женщины с мужчинами.

Истерическая женщина периодически воспринимает себя в детских категориях, и вступает в отношения, в которых играю роль «любимой куколки большого папочки». Она часто тяготеет к старшим мужчинам, которые способны о ней позаботиться, воспроизводя, таким образом, отношения отец - дочь, в которых заботливость мужчины обменивается на определенный род сексуальных наград со стороны женщины.

Другой распространенный сценарий состоит в том, что женщина словно копирует поведение матери в ее сосредоточенных попытках привлечь и удержать трудного мужчину. Понятие трудного мужчины включает в себя широкий спектр психологических особенностей мужчины, в целом ставящих под сомнение возможность построить с ним серьезные отношения. Это мужчина, который не способен быть доступным, открытым, понятным в своих мотивах. Он – либо слишком занят, либо не заинтересован по тем или иным причинам (например, женат). Он может иметь поведенческие проблемы, проблемы с алкоголем, избеганием серьезных отношений, слишком зависим от своей матери и т.д. Он также может быть слишком контролирующим и доминирующим.

Частным случаем описанного сценария является вовлечение в треугольник с мужчиной и соперницей.

Нередко женщины с истерическим типом личности вовлекаются в отношения любовного треугольника. Они могут быть той «другой женщиной» в треугольнике, какой они были в своих семьях или создавать такие связи, где с одним мужчиной они будут играть одну роль, а с другим — другую. Путаница, вызванная такими тройными союзами, так же, как и путаница во всей их жизни, также выполняет защитную функцию. Возбуждение поддерживается на таком высоком уровне, что реальные личные проблемы не могут переживаться, обдумываться и прорабатываться.

По такому же принципу выполняет свои защитные функции упрямство, эксгибиционизм, праздность, сексуальные контакты со многими партнерами или ревность. Они отвлекают внимание, сосредотачивают его на внешних проблемах и направляют на них внимание других людей. Если постоянно поддерживать дела в действии и придать им достаточно драматический характер, то тем самым можно отвлечь внимание от более глубоких мыслей и переживаний.

Паттерны сексуального поведения могут скрывать в себе различные конфликты. Часто, например, в ее жизни присутствует большая зависимость по отношению к мужчине, как некогда было в отношениях с отцом. С такой точки зрения она имеет большую склонность считать мужчину и его потребности намного более важными, чем ее собственные, разделять его мнения почти инстинктивно и позволять ему сексуально или каким-либо другим способом использовать себя. Естественно, это вызывает у нее чувство сожаления и вся ее враждебность заслуженно или незаслуженно обращается на мужчину.

Внутренние ограничивающие убеждения истерической личности, приобретаемые ею в детстве:

  • «Секс — это плохо».
  • «Соперничество и состязательность — это плохо».
  • «Моя ценность зависит от сексуальности и привлекательности».
  • «Все поощрения меня происходит от противоположного пола».
  • «Я не могу любить, быть сексуальным и соперничать».
  • «Если я буду по-настоящему любить, то:
    • 1) меня либо используют, либо отвергнут;
    • 2) я причиню боль моим родителям;
    • 3) меня будут стыдить».

Для мужчин этого типа характерна сексуальная роль «Мужчина-рыцарь», а для женщин — «Женщина-романтический идеал».

Чтобы избежать травмы использованного ребенка, надо формировать такой уклад семьи, в котором нет смешения ролей и четко очерчены границы «взрослый» - «ребенок». Каждый из родителей имеет авторитет, и никто из них не трактуется семьей (супругом или бабушками) как фигура слабая из-за вредных привычек, например алкоголизации или неспособности достаточно зарабатывать и нести ответственность и не контролируется другим родителем наравне с ребенком.

Идеальная фигура матери в возрасте зарождающейся сексуальности дочери, - это такая мать, которая способна радоваться тому, как дочь получает признание своей проявляющейся женственности от отца. Такая мать поддерживает дочь не только в ее проявлениях женственности, но и разрешает ей соперничать с собой за внимание папы, дает возможность ей, таким образом, примерить на себя в безопасной обстановке роль взрослой женщины.

В такой идеальной ситуации связь и идентификация с матерью создают ситуацию, в которой дочь строит свои первые по сути отношения с мужчиной в лице своего отца, соперничая за него с мамой. При этом, дочь выбирает такой способ взаимодействия с мужчиной, который наиболее точно соответствует ее собственным потребностям и естественным склонностям. Таким образом, дочь «разучивает» поведение взрослой женщины и делает много полезных для себя открытий про то, как строятся отношения между мужчиной и женщиной. Она учится давать и получать поддержку от мужчины; получает опыт безусловного принятия от мужчины, когда папа тебя любит такую, как ты есть, а не за то, какой он хочет тебя видеть.

Дочь также учится строить полноценные отношения с другой женщиной, с которой она соперничает за внимание, усваивая урок о том, что женщине можно доверять, а не только опасаться как соперницу.

Идеальный отец – это отец, который оказывая поддержку и внимание дочери, не использует отношение с дочерью для своих собственных целей. Такой отец имеет достаточный авторитет и не нуждается в его укреплении путем чрезмерного внимания дочери и создания с ней альянса. То есть, и мать, и отец создают наиболее оптимальные условия для формирования сексуальности ребенка, давая ему уроки любви, дружбы и принятия своей сексуальности.

Что делать, чтобы ослабить или даже полностью сгладить влияние шестого типа характера на свою жизнь и жизнь своих детей.

Ослабление влияния травмы использованного ребенка начинается с обнаружения механизмов защиты, служащих подавлению или отсечению мыслей и чувств. Надо дать возможность подавляемым мыслям и чувствам пробиться к сознанию и найти для себя пути выражения.

Далее следует научиться сдерживать те приемы, которые обеспечивают подавление болезненных мыслей и чувств. Хорошим приемом, способствующей достижению этой цели, являются обеспечение свободного потока мыслей, сосредоточенных на тех темах, которые вызывают самое большое сопротивление.

Надо перестать считать себя пассивной личностью и таким образом снимать с себя ответственность за свои действия и их результаты.

Так же надо научиться не приписывать силу другим людям, скрывая собственную силу и ответственность. Желательно найти и проанализировать в своем личном опыте соблазняющее поведение, находящееся в противоречии по отношению к сексуальным мечтам (желаниям) или чувствам.

Самовосприятие также нуждается в корректировке и уточнении. Надо обнаружить и интегрировать представления себя в форме противоположностей - таких как наивный, безответственный ребенок либо плохая совратительница, которая должна стыдиться своего поведения.

Также надо научиться видеть и понимать реакции других людей на свое поведение.

Надо также усилить способность переносить настоящие переживания всех чувств, которые вызывают страх. Добиться этого можно путем все более частого их переживания.

 

Список рекомендованной литературы

  • Стивен М. Джонсон «Психотерапия характера», практическое руководство, М., 2001
  • Блюм Г. «Психоаналитические теории личности»
  • Бурбо Лиз «5 травм, которые мешают вам быть самим собой»
  • Леонгрард К. «Акцентуированные личности»
  • Корвасарский Б.К. «Неврозы»
  • Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард «Рожденные выигрывать»
  • Шнайдер К. «Психологические сценарии личности»
  • Стюарт Й., Джойнс В. «Жизненный сценарий, как мы пишем историю своей жизни»
  • Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд , « Противозависимость: бегство от близости», Аксиома, 2009
  • Робин Норвуд «Надо ли быть рабой любви? Когда женщина любит слишком сильно». «СМИРТ», Москва, 1994