Сексуальные роли мужчины

Та или иная сексуальная роль мужчины формируется под воздействием его отношения к силе. Мужчина во все времена символизировал силу и превосходство. Фаллос - это символ плодородия и творческой энергии, он обладатель силы, оплодотворяющий женщину. Сознательное понимание и принятие этой функции порождает категорию мужчины - отца. Но, тем не менее, не смотря на это условное превосходство, мужчина не способен контролировать последствия своего творчества, он бессилен перед женщиной, которая в результате «творческих изысканий» мужчины, превращает плод в ребенка, поэтому подобное унижение перед женщиной и «преобразует» мужчину в сына, в зависимое существо. Так формируется два образа-представления - отец и сын. То как мужчина позиционирует себя в окружающем мире, как и сколько он зарабатывает, символически отражает его сексуальную потенцию. Наличие достатка, материальных благ говорит, скорее всего, о роли отца, которая характеризуется силой, способностью достигать желаемого.

Двойной стандарт морали в обществе нарушает сексуальную жизнедеятельность мужчины, также как и женщины. Мужчина разделяет уважение к матери, страх перед ней от животного влечения к сексуальному объекту. Он чувствует вину за то, что не хочет физической близости с женой, а хочет того же самого с любовницей, перед которой он тоже должен постоянно оправдываться в своей двойственности.

Культурное становление цивилизации произвело на свет два новых образа для мужчин - брат и рыцарь.

Различные роли, которые мужчина может исполнять во взаимодействии с женщиной, связаны со стадиями собственной жизни, формируя четыре сексуальных роли мужчины: сын, брат, рыцарь, отец.

Если психосексуальное развитие проходило более или менее нормально, то зрелая личность совмещает в себе все четыре ипостаси, и мужчина открывается женщине во всей своей неповторимости. Если в результате жизненных коллизий мальчик «застрял» на своем психосексуальном пути на одной из стадий становления, то последствия проявляются во взрослой жизни, мужчина начинает «сигнализировать» женщинам своими однобокими установками, совершенно сбивая их с толку, задавая им немыслимые загадки по поводу своего неадекватного поведения.

Мальчик, который застрял на роли сына, воспринимает себя на инфантильно–недозрелом уровне всемогущества ребенка (по типу «сейчас закрою глаза и все исчезнет»), но отвергает свое право овладеть реальной силой - деньгами , а, значит и женщиной. Примером мужчины-сына является так называемой «плейбой», - такой легкомысленный, незрелый мальчик, он весело расточает деньги и сексуальную энергию. Сексуальная жизнь неразборчива, легко и непринужденно покидает своего сексуальную партнершу, ему больше необходимо снять физическое напряжение, чем получить удовлетворение. Как правило, у таких мужчин проблемы с алкоголем, они не умеют рационально распоряжаться деньгами. Азартные игры и другие маленькие причуды скрашивают их беззаботное существование. Это инфантильная личность, которая пострадала в детстве в результате эмоциональной холодности матери, мир как будто задолжал ему, он ищет женщину, которая будет поддерживать его и станет для него любящей матерью, прощающей все его милые шалости. Часто ею оказывается женщина старше по возрасту.



Мужчина - сын

Мужчина-брат относится к противоположному полу асексуально. По отношению к своей жене он обычно занимает позицию старшего брата. Подобная позиция часто порождает женскую сексуальную неотзывчивость и соответственно неудовлетворенность самого мужчины. В этой роли часто задерживаются те молодые люди, кто в детстве объединялся с матерью против тирана-отца. У такого мужчины, как и у сына, есть сложности с обладанием силой и агрессивностью. В отличие от сына, его агрессии хватает на то, чтобы зарабатывать деньги и быть сильным в конкуренции с женщиной, но не хватает для того, чтобы обладать деньгам, т.е. тратить их самому и удовлетворять собственные нужды. Поскольку он не может пользоваться агрессией для собственной пользы, то занимает пассивную позицию, с уважением относясь к женщине, с которой он отождествлен.

Термин «плейбой» отражает образ незрелого мужчины, который расточает и деньги, и сексуальную энергию. Есть выражение, грубоватое, но очень точно описывающее этот тип поведения. Про человека, который проматывает деньги в поисках чувственных удовольствий, говорят, что он «пускает их по ветру» (piss it away). Это выражение очень точно указывает на то, что плейбою скорее необходимо избавиться от напряжения, чем получить удовлетворение или завершенность. Сексуальное чувство он высвобождает тем же способом. Сексуальное отношение, если оно происходит под влиянием алкоголя и лишено чувства к сексуальному партнеру, обретает те же качества. Семя в этом случае течет струйкой, как при мочеиспускании, а это совсем не пульсирующая эякуляция. Сексуальная активность плейбоя легкомысленна, он ведет распутный образ жизни и оставляет у сексуального партнера чувство, что им попользовались.

Многие мужчины, независимо от того, женаты они или нет, транжирят деньги на выпивку и развлечения с расточительностью, которая присуща плейбоям. Когда деньги потрачены на алкоголь, можно буквально сказать, что их «пустили по ветру». Плейбоя характеризует неспособность сохранить или конструктивно распорядиться сексуальной энергией, равно как и деньгами. «Пустить деньги на ветер» - это нет просто удачное выражение, это точная характеристика транжиры любого рода: тратящего деньги на выпивку, проигрывающего в карты, вкладывающего в глупое предприятие и так же ведущего себя в своей сексуальной жизни. Существует некая скрытая связь между неспособностью сохранять и сдерживать возбуждение при тратах денег и сексуальных чувствах. Одна из психологических теорий, которая объясняет поведение сексуального или денежного транжиры, основана на том, что такие мужчины испытывают сильное бессознательно чувство вины, связанное с мастурбацией.

Мастурбация представляет собой рациональное поведение человека, испытывающего сильное сексуальное влечение в обстоятельствах, в которых невозможно его удовлетворить. Она приносит высвобождение и удовлетворение, а также дальнейшее отождествление с собственным телом, как источником удовольствия. Во время мастурбации чувство обращается на самого себя, а это как раз то, чего не может сделать с деньгами плейбой. Он не может использовать их конструктивно. Он не может вложить их в самопродвижение, потому что оно тесно связано с самоудовлетворением. Сексуальная вина распространяется на деньги как на символ сексуального воплощения. Деньги «прожигают дыру в его кармане». Он транжирит их, чтобы освободиться от чувства вины. Женщина в любовных отношениях для него всегда символизирует мать, которую надо покорить, угодив ей. Его сексуальная самооценка зависит от способности удовлетворить женщину. И в то же время, так как партнерша олицетворяет для него мать, он не может с ней полностью сексуально раскрепоститься.

С характерологической точки зрения мужской тип сына-любовника - это оральная личность. Оральный мужчина не напитался опытом любви и привязанности, поэтому оказывается хронически голодным и нуждающимся. Его сексуальное поведение имеет своей целью не собственно сексуальное удовлетворение, а получение опыта любви и близости, которому не дано никогда состоятся, учитывая те обстоятельства, в которых плейбой ищет сексуальных контактов. Этот процесс похож на попытку заполнить водой дырявую емкость, да еще и дырявым ковшом – мало того, что сам мужчина глубоко неудовлетворенный и хронический нуждающийся в любви, так еще и способ ее получения настолько искажен, что не способен решить эту задачу.

Ведь расположение женщины с целью напитаться хоть «глотком» близости и тепла мужчина получает за счет своего только лишь сексуального обаяния, а не за счет прямого посыла женщине о своей потребности в любви. Такое искаженное, далекое от своего первоначального мотива, поведение связано с тем, что мужчина не осознает того, что его сексуальными похождениями направлены на поиск близости и любви, а не сексуальных побед в чистом виде. В конечно итоге, он всего лишь избавляется от напряжения, появляющегося в результате неудовлетворенной потребности в любви. Поэтому шансов напитаться любовью и умерить свой сексуальный пыл ради семейных и отцовских ценностей, у плейбоя нет и быть не может.

Собственно сексуальная активность сына-любовника может быть сильно фиксирована на оральных способах удовлетворения, как на тех, которые исторически отражают оральную фиксированность. К тому же эрекция мужчины-сына зависит от того, насколько он способен покорить женщину, а значит, принизить ее до роли сексуального объекта. Если женщина не хочет в его воображении занять соответствующую позицию, то эрекция становится нестабильной и ему, тем более, приходится фиксироваться на оральных способах разрядки. Его оргазм никогда не бывает полным, и у него достаточно частые проблемы с эрекцией.

Мужчина-сын не проявляет интереса к деньгам. Деньги – реальная сила и они не способны дать чувство завершенности. А реальная сила оральной личности ни к чему, поэтому мужчина-сын не способен на материальную продуктивность. В этом смысле богатых мужчин среди плейбоев немного.



Мужчина - брат

Мужчина-рыцарь –это мужчина, одержимый идеей сексуальной удали, его сила идентифицируется с фаллосом, он агрессивен и напорист. В психоанализе такого мужчину называют фаллическим. Его проблема - это глубинный страх перед женщиной, который в свое время заложила его суровая мать. Так называемые великие любовники, Казанова и др., были именно такими рыцарями без страха и упрека. Их главные достижения – это победы и соблазнения женщин, но при этом они никогда не испытывает подлинной близости и любви. Фаллический мужчина боится полностью отдаться женщине. Казанова умер в одиночестве и нищете. «Рыцарь» не может соединить в единое целое секс и любовь. Любовные преследования объясняются его бессознательной тревогой, каждая новая победа для него это доказательство его мужской силы, потенции. Такой мужчина быстро теряет интерес к своей супруге после женитьбы, это происходит потому, что брачные узы выглядят как победа женщины, как ограничение его свободы, что стимулирует его желание встать на «тропу войны» и продолжить свой победоносный путь в поисках своего «идеала». Такие мужчины умеют делать деньги, т.к. они являются символом его независимости, а в глазах женщин он является символом социального успеха.

Он относится к деньгам и к сексу, как юноша: использует то и другое для самоутверждения. Мужчина-герой, с одной стороны, одержим идеей сексуальной удали, с другой - выступает как рыцарь, исполненный романтических иллюзий. Он агрессивен и напорист, он вечный юноша: всегда соревнуется и никогда не выигрывает. Он не может соединить секс и любовь по отношению к одному и тому же человеку. Рыцарь-герой упорно ищет неуловимую прекрасную деву, но стоит ему овладеть ею - и она утрачивает для него свое очарование. В сексе страх отдать себя женщине обычно проявляется в преждевременной эякуляции, позволяющей пережить лишь частичный оргазм.

Мужчина-брат выглядит заботливым, внимательным мужем, относящийся с пониманием ко всем проблемам жены. Мягкий, приветливый, он понимает не только проблемы своей жены, но и трудности других мужчин и женщин (характерно для симбиотического и мазохистского типов характера). Такая роль определяет асексуальный подход к женщине. Он относится к женщине как «старший брат», не понимая, что такие настроения порождают ответную асексуальную реакцию, при этом, если он - хороший «брат», то он зарабатывает деньги, несет все в дом. А в сексуальном взаимодействии «старший брат» легко скатывается до положения «младшего братишки», который перекладывает ответственность за неудачу на женщину, теряя при этом свою мужественность. Как загореться жене, если ей приходится иметь дело с «братишкой»? Он не отдает себе отчета в том, что роль старшего брата, которую он играет, частично ответственна за ее черствость в постели.

Мужчина-брат выглядит заботливым, внимательным мужем, относящийся с пониманием ко всем проблемам жены. Мягкий, приветливый, он понимает не только проблемы своей жены, но и трудности других мужчин и женщин. Мужчина, чья личность определена данной стадией развития, способен зарабатывать деньги, но он не использует их, чтобы обрести силу и превзойти женщин. Из-за определенных особенностей развития в детстве он никогда не рассматривает деньги в качестве силы. Если он «хороший брат», то разделит деньги с женой для ее дальнейшего роста и развития. Если он «соперник», тогда будет использовать их, чтобы доказать свое превосходство. В последнем случае поведение граничит с особенностями, которые свойственны роли «отца».

Такие мужчины не тратят деньги «на себя», предпочитая отдавать заработанное жене. Передав жене право распоряжаться деньгами, брат-защитник тем самым перекладывает на нее ответственность за удовлетворение его желаний. При этом, он не только возлагает на жену ответственность за удовлетворение его материальных нужд, он также обязывает ее удовлетворять и его сексуальные потребности. Таким образом, в одном отношении он выступает «старшим братом», который зарабатывает деньги и заботится о жене, а в другом – «младшим братишкой», который смотрит на нее как на исполнителя его нужд и желаний. Отказываясь от своей силы, он отрекался от мужественности и становился «младшим братом». Понятно, что в такой ситуации его жене трудно генерировать сексуальное возбуждение, если ей приходилось иметь дело с «маленьким братишкой». Чтобы получить желаемую сексуальную реакцию, мужчине-брату надо быть более мужественным в поведении.

Какие же факторы останавливают развитие мальчика на уровне братских отношений? Характер мужчины, выступающего в роли брата, можно определить как симбиотический. Физическое строение тела такого человека выявляет подростковые особенности. Заметна склонность к мягкости телесных линий. Голос тоже мягок и модулирован. Движения сдержанны и не очень агрессивны. Поскольку сходство с женщиной не очень подходит для описания взрослого, правильнее было бы сказать, что брат-защитник сохраняет мальчишеские черты. Мальчишество симбиотического типа – прямое выражение отсутствия агрессивности в поведении. Сексуальность – биологическая сила, которая способна возбудить женщину, и наполнить ее чувством полноты жизни и удовлетворения. Для того, чтобы быть сексуальным, мужчине обязательно надо быть сильным, т.е., в определенном смысле, агрессивным, продвигающим свою силу через желание тратить заработанные деньги самому, чтобы демонстрировать женщине эту силу. Это как раз то, чего лишен типаж мужчины брата, без этой силы он обречен на слабость и беспомощность и, соответственно асексуальность.



Мужчина - рыцарь-герой

Роль «отца» подразумевает асексуальный подход к женщине, где жена берет на себя роль матери-страдалицы. Мужчина, после завершения периода ухаживаний, перестает относится к женщине сексуально, он бессознательно становится «отцом». Он строго обращается со своей женой, считая, что она должна рожать детей и заниматься домом. Он, может быть, даже жесток по отношению к детям. Потеря удовольствия и радости от сексуальной и эмоциональной жизни компенсируется с помощью повышения работоспособности и достижения материального достатка. Его символ - сила, как правило, в форме денег. Он держит суровой рукой железный порядок в доме. «Отец» много работает и заботится о сохранности своего капитала. Эта структура личности нередко бывает очень успешна в деловом мире. Подобный тип мужчины связан со строгими нормами патриархального уклада жизни, в детстве такой мальчик идентифицировал себя с авторитарным отцом, считая, что такой образ жизни единственно правильный. Дисциплина, порядок, физические наказания - все это считается нормой жизни. Секс для него - лишь удовлетворение биологической потребности, а эрекция - показатель напряжения, от которого надо вовремя избавиться, чтобы спокойно вернуться к работе. Долго пребывая в такой роли, трудно получить удовольствие не только от секса, но и от жизни вообще.

Рыцарь-герой, в отличии от других мужских сексуальных типов, ориентирован на отношения с женщинами именно сексуально и, при этом, агрессивен в своем подходе к ним. Наряду с сексуальностью, «Эго» такого мужчины переполнено и романтическими иллюзиями. Характерологически мужчину-рыцаря можно охарактеризовать как нарциссическую или истерическую личность. Такой мужчина черпает силу в отождествлении себя с пенисом. В этом плане он подобен оральному типу, но у него не возникает чувства инфантильного всемогущества, как у орального типа, которое разбивается о реальную жизнь. Для орального характера пенис – это символ соска, а не символ пениса, как для мужчины-рыцаря. Мужчина- рыцарь резко отличается от мужчины-брата, отвергающего идею сексуальной силы. Так называемые «великие любовники» были мужчинами с этим типом личностной структуры. Их достижения можно соизмерить в терминах сексуального завоевания.

Казанова – хороший пример личности, достигшей психосексуального развития рыцаря и остановившегося на этой стадии. Главный интерес такого мужчины состоит в соблазнении женщин. Высшим достижением является соблазнение девственницы, которая в воображении соблазнителя предстает как плененная принцесса. Казанова принимал себя, как героя, когда ему удавалось соблазнить деву, победив пленившие ее силы, то есть мать и отца. Он чувствовал себя искателем приключений, который сквозь бури и преграды социальной морали добивается желаемого приза. Но ощущение победы было очень недолговременным. Завоевание можно было понимать только с точки зрения его «Эго». Ни физически, ни реалистически он не получал удовлетворения или пользы от своих любовных похождений. Обстоятельства сексуальных приключений отрицали возможность психологической и оргастической завершенности. Он боялся потерять свое сердце, отдав его женщине. Опыт любви ускользал от него. В конце концов, Казанова, умер в одиночестве и нищете. Рыцарь-герой не может свести воедино любовь и секс, обратив их в отношения с одной и той же женщиной. Женщина, которую он любит, становится материнской фигурой, теряющей сексуальную привлекательность. Девушка, которую он соблазняет, почти всегда – незнакомка. Он выбирает в качестве объектов молодых девушек, уж точно не похожий на матерей. Амурные предприятия рыцаря-героя служат для его «Эго» доказательством, что он все еще обладает потенцией. Эта потенция может исчезнуть, если женщина не предоставит ему себя. Мужчина-рыцарь бессознательно видит себя оспаривающим авторитет отца. Он всегда соревнуется и никогда не выигрывает. Можно рассмотреть эту ситуацию и как соревнование типа «схватить и убежать». Поскольку все женщины являются несомненной собственностью отца, за каждым завоеванием следует разочарование. Эмоционально мужчина–рыцарь – это вечный подросток.

Почему потенция мужчины-рыцаря снижается, когда он овладевает предметом своих сексуальных устремлений? Другими словами, почему этот тип личности страдает потерей сексуального чувства после женитьбы? Женитьба для него выглядит как победа женщины. Он будет «пристегнут», «заарканен». Его свобода ограничена, и его эгоистическая гордость сильно страдает от ущемления мужественности. «Пристегнув» его, женщина убедится, что ее личность сильнее. В этой ситуации герой, если он является таковым, может либо повзрослеть и начать играть роль отца, либо опуститься до роли брата. Или, что более вероятно, он продолжит сексуальные похождения, пользуясь двойственным стандартом в качестве оправдания. Если женщина в аналогичной психосексуальной роли сохраняет свои иллюзии, мечтая о внебрачном романтическом любовнике, то находящийся в такой же позиции рыцарь-герой упорно ищет неуловимую идеальную и обязательно юную девушку. Юность девушки важна, потому что тогда она никак не может ассоциироваться с материнской сущностью, зрелостью. Юность девушки отражает некую, хотя бы психологическую девственность, нетронутость. Но обладание ею разрушает иллюзию нетронутости и рыцарю необходимо опять пускаться в поиски прекрасной незнакомки. Поиск юной девы в этом контексте – все равно, что поиск вечной юности. Идеальные девы, как правило, создания неуловимые. Как раз в тот момент, когда ею овладевает мужчина, она теряет это свойство и становится обычным, лишенным романтического очарования, сексуальным объектом.

Деньги никогда не являются основной целью для мужчины-рыцаря. И по той же причине он редко бывает богат. Однако они ему не безразличны, поскольку он нуждается в независимых действиях. Такие мужчины делают деньги так же, как обращаются со своим сексуальным чувством. Средства должны быть потрачены, а не накоплены. И он тратит их, продвигая свое «Эго» – представление о себе как о красивой, смелой и романтической фигуре. Он вполне может и заработать, поскольку его агрессивный образ жизни обеспечивает ему такую возможность. В глазах других людей он является воплощением социального успеха. Судьба, приняв форму характера, настигает его уже в более зрелом возрасте. По прошествии лет его приключения демонстрируют, насколько безуспешными были его попытки казаться мужчиной.

В действительности характеры не однородны, а чистые типы не встречаются. Некоторые рыцари-герои – это вполне здоровые личности, которые способны созреть и стать положительными отцовскими фигурами, пережив реальное отцовство. Другие превращают романтическую фигуру «рыцаря верхом на коне» в карикатуру, обтянутую кожей и скрытую шлемом мотоциклиста.

Физиологически рыцарь-герой хорошо сложен, мускулист, у него высокий мышечный тонус и прямая осанка, стремительная манера двигаться и выражаться. Слабостью его тела является жесткость, наиболее отчетливо простирающаяся в мышцах спины, шеи и ног. Эта жесткость представляет собой защиту от провала и от сдачи позиций, поскольку сам провал для такого мужчины неизменно существует. Он бессознательно рассматривает влюбленность как проигрыш женщине и утрату независимости. Физическая жесткость и психологический страх утратить свободу удерживают его от погружения в сильные оргастические ощущения и вызывают определенную преждевременность эякуляции, что позволяет пережить только частичный оргазм. Его сексуальные завоевания компенсируют оргастическую импотенцию.

Молодой человек становится героем рыцарем, если его в этом свете рассматривает собственная мать. Ее вклад в либидо сына создает в нем ощущение, что он привлекает женщин. Но у нарциссического типа этот вклад сделан ценой взаимоотношений матери с отцом, и поэтому вызывает бессознательный антагонизм отца по отношению к сыну, что делает затрудненным присвоение сыном отцовской позиции в отношении с женщиной.



Мужчина - отец

В идеале мужчина должен совместить в себе все описанные психосексуальные роли, т.е. получиться, образно говоря, этакой матрешкой в матрешке, чтобы успешно строить отношения с женщинами. Именно в таком многоликом состоянии он способен на все: и на подвиги, и на любовь. И если повезет и встретит такую же «матрешку» женского рода, то наконец-то сбудется мечта о двух половинках яблока, которые великолепно могут подойти друг другу.

Мужчина, который реализует себя в сексуальной роли отца, ведет себя с женой именно как отец. В его отношении к женщине нет сексуальности, так как основной мотив его поведения – это власть и превосходство над окружающими, в том числе женой и детьми. Главное в понимании такого типа сексуального поведения мужчины является то, что для него любовь и секс - принципиально разные понятия. (характерно для нарциссического и навязчиво-компульсивного типов характера)

Амбициозность и сила такого мужчины основываются на его материальных возможностях. Если же материальных возможностей у него нет, то свой статус он будет поддерживать за счет авторитета и контроля.

Портрет такого мужчины-отца – хорошо узнаваем. Это патриархальный типаж, который правит семьей, опираясь на традиции, порядок, общепринятые нормы, дисциплину. В своем маленьком владении он – король, лишенный щедрости, что тоже является атрибутом его царствования. Он очень много работает, для него не существует радостей жизни. В экстремальном случае он является маленьким диктатором и скупердяем. Во взгляде на жизнь доминирует продуктивность и накопление денег. Такой тип мужчины хорошо нам известен по фильмам о советской деревне 20-х-30–х годов.

В наши дни такой тип мужчины в чистом виде встречается относительно редко. Авторитарность отца для современных жен и детей утратила свою значимость, женщины способны обеспечить себя и своих детей самостоятельно. Понятие о строгом повиновении авторитету в доме и школе оттеснили идеалы понимания и самовыражения. Однако тип мужчины, который рассматривает женщину, прежде всего, как мать, - все равно существует в современном мире.

Финансовые возможности такого мужчины-отца символизируют сексуальное мужество и гарантируют возможность обеспечить женщину и ее детей. Отношения мужчины и женщины в таких условиях - неравны. Личность женщины расщепляется мужским подходом на две противоположности: сексуальный объект и мать. В качестве сексуального объекта женщина оказывается в зависимой и подчиненной позиции. В качестве же матери она может быть неявно авторитарной.

Причинами формирования такого сексуального поведения мужчины была, разумеется, его родительская семья, в которой отец был, как правило, строго дисциплинирован, авторитарен в своих позициях и пугал маленького мальчика своим могуществом. Его дисциплина проявляла свою силу не только на словах. Физические наказания подчеркивали эту силу и укрепляли повиновение ребенка. Баловать ребенка, воспитывать без физических наказаний - значит портить мальчика – вот руководящий принцип воспитания большинства мужчин, которые стали типом «отец». В таких семьях мать поддерживает авторитет отца. Ее поведение сообщает мальчику, что если он хочет владеть женщиной, то ему необходимо иметь силу, которая должна быть аналогичной силе отца. Мальчик также усваивает и то, что тяжелая работа, отсутствие удовольствий ведет к такой же, как у отца, силе и деньгам. В такой семье, кроме запретов на выражение чувств, в том числе любви и привязанности, присутствуют и прямые сексуальные запреты. В частности мастурбация жестко пресекается нормами патриархальной морали.

Характерологически тип «отец» – это жесткий и принуждающий индивидуум. Его жесткость вызвана сдерживанием сексуальных чувств, стремление к принуждению – стремлением к силе. Мужчина отцовского типа обречен на продуктивность: как в смысле производства детей, так и денег. Такая навязчивая позиция принижает роль детей до положения объектов или вещей, которыми он владеет. Его жена оказывается в такой же позиции: она становится вещью, которой он овладел. Вместе с потерей личностного смысла взаимоотношений теряются удовольствие и радость.

Личности с подобной структурой нередко бывают очень преуспевающими в деловом мире. Мужчина такого склада может стать очень богатым и обрести соответствующую силу. Хотя в наши дни традиционный типаж «отца» встречается относительно редко, стремление к продуктивности и богатству, как цели жизни, даже повысилось. Сексуальное удовольствие и радость жизни сегодняшнего отцовского типа мужчины подчинены все тем же целям. Секс для него – всего лишь биологическая потребность, как еда и сон. Эрекция у таких мужчин выступает только как индикатор напряжения, от которого надо освободиться, чтобы вернуться к бизнесу. Он играет в теннис, ездит верхом и т.д., потому что это мужской образ жизни, но эта физическая активность зачастую тоже принужденна. Достижения оканчиваются, поскольку такой человек не получает удовольствия от движения. В отчаянии он начинает поиски возможности получить личное удовлетворение: заводит роман с секретаршей или попадает в зависимость от девушки по вызову.

Трудности сексуальной реализации мужчины-отца связаны с двойным стандартом восприятия секса, который он усвоил с детства. Его мужская сексуальность является доказательством природного превосходства (мужественности, логическое мышления и т. д.), а вовсе не служит источником удовольствия и близости. Мужчина отец подходит к своей сексуальности не с позиции чувств и равенства в отношениях, а с позиции превосходства «Эго». При этом, если сексуальные отношения мотивированы преимущественно чувством (любовью, влечением, страстью), поведение мужчины более спонтанно. Поскольку женский отклик в таких условиях тоже определен чувствами, мужчина и женщина встречаются, как равные. В той мере, в которой «Эго» вмешивается в сексуальные взаимоотношения, половой акт становится мужским выражением власти над женщиной или проявлением силы. У мужчины возникает противопоставление силы и сексуальности. Сила требует контроля, а сексуальность – сдачи позиций, а значит, отдавания себя. Сила налагает обязательства; сексуальность разряжает напряжение. Сила создает неравенство, объекты и субъекты, а сексуальность – отношение равных. Если сила представляет собой функцию «Эго» и ума, то сексуальность – функцию тела. Сила приводит к «боевым» действиям, а сексуальность неразрывно связана со сдачей позиций и участием. На глубоком уровне эта диссоциация представляет собой еще один аспект того же самого конфликта между любовью и сексом. Мужское «Эго», которое идентифицирует себя с сексом, интерпретируется как сила и противопоставляется требованиям любви. Этот странный поворот искажает смысл сексуальности и создает двойной подход. Мужские сексуальные функции рассматриваются как власть над женщиной, в то время как ее сексуальная реакция интерпретируется как подчинение.

 

Список рекомендованной литературы

  • Стивен М. Джонсон «Психотерапия характера», практическое руководство, М., 2001
  • Блюм Г. «Психоаналитические теории личности»
  • Бурбо Лиз «5 травм, которые мешают вам быть самим собой»
  • Леонгрард К. «Акцентуированные личности»
  • Корвасарский Б.К. «Неврозы»
  • Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард «Рожденные выигрывать»
  • Шнайдер К. «Психологические сценарии личности»
  • Стюарт Й., Джойнс В. «Жизненный сценарий, как мы пишем историю своей жизни»
  • Лоуэн А. «Любовь и оргазм»