Вступление
Вы наверняка задумывались над вопросами, почему вы ведете себя так, а не иначе, что заставляет вас расстраиваться именно из-за этой ситуации, именно так дружить, так любить, и так ненавидеть, и как вообще случилось, что вы стали таким, каким есть? А когда вы действительно задумываетесь над этим, то неизбежен и следующий вопрос:
«Почему мы порой ведём себя как сумасшедшие?» Очевидно, что если бы не это, мы могли бы быть значительно счастливей, а в мире было бы меньше страданий и разрушений. Человеческая природа вполне способна справляться с проблемами, но наше сумасшествие существенно вмешивается в эти процессы на каждом уровне. Так происходит в семье, на работе, в политике — всюду можно наблюдать невероятное опустошение и боль, являющееся следствием нашей склонности к деструктивному поведению.
Изучению человеческой природы посвящены многочисленные исследования в рамках различных психологических теорий. Мы предлагаем вам ту из них, которая представляется нам наиболее продуктивной в понимании человеческой природы.
Основой этой теории является тот непреложный факт, что ребенок рождается с естественными потребностями и склонностями. Каждый младенец имеет потребность в безопасности, потребность в привязанности, потребность во взрослении через исследование среды, потребность самостоятельно определять свою активность и строить свои психологические границы, потребность самостоятельно выражать себя и потребность гармоничных отношений с другими людьми.
Каждая из этих потребностей становится главенствующей в определенный период жизни ребенка, и ее удовлетворение определяет именно в этот период, и никакой другой, закладку очередного конструкта личности.
Если окружение ребенка (его родные или те, кто его воспитывают) не могут в силу разных причин в полной мере удовлетворить эту потребность, то это создает определенные предпосылки поведения и чувств в будущем. Это похоже на компьютерную игру – если не прошел определенный уровень (потребность не была удовлетворена в полной мере), то ты на этом уровне застрял и теперь в твоем поведении всегда можно найти следы блокировки этой потребности.
Теория личности, которую мы здесь представляем, исходит из того, что блокировка той или иной врожденной потребности в тот период времени, когда это было наиболее важно для развития ребенка, приводит к формированию определенного типа характера. Всего выделяется 7 типов характера.
Сразу после рождения, а иногда еще и в утробе матери, главной потребностью ребенка является потребность в безопасности существования. Если в этот период потребность в безопасности не будет удовлетворена, то ребенок решит, что мир опасен и его существованию не рады, а другие люди настроены к нему враждебно. И эта установка останется с ним на всю жизнь и определит формирование первого типа характера.
Второй тип характера сформируется в течение первых месяцев жизни, если ребенок почувствует, что его потребность в единении с матерью не может быть удовлетворена в полной мере и тогда он навсегда останется «недокормленным» любовью.
Дальше в возрасте 10 месяцев ребенку важно выйти за пределы единой с матерью орбиты, чтобы почувствовать себя отдельным человеком. Если этот период взросления будет ущемлен, то сформируется третий тип характера, в котором буду проблемы с психологическими границами личности.
Следующий, четвертый тип характера сформируется, если родители в возрасте от полутора до двух лет не смогут создать ребенку условия для образования чувства собственной значимости в результате полного принятия всех его проявлений.
Пятый тип характера сформируется в двухлетнем возрасте в связи с тем, что ребенку не дадут возможности самому сформировать самоконтроль и запретят открыто выражать агрессию.
Шестой тип характера сформируется в возрасте пяти лет, когда ребенок из-за особенностей распределения ролей матери и отца сделает неправильные выводы о том, как строятся отношения с мужчинами и женщинами.
Седьмой тип характера формируется в семьях с чересчур ответственными родителями, которые в период обучения ребенка социальным нормам слишком усердствуют с правильностью и дисциплинированностью во всем.
Таким образом, характер – это производная сложной реакции ребенка на условия, в которых он растет, закрепленная в его чувствах, мышлении, поведении и теле.
PS: Если после ознакомления с типами характеров вы не найдете в себе их характерных черт, не отбрасывайте эти знания — они пригодятся вам для лучшего понимания окружающих.