Проверьте себя
1. Уходя из дома, вы тщательно проверяете: выключен ли газ, перекрыты ли краны, закрыты ли все двери.
2. Вас ни в коей мере нельзя назвать легкомысленным, большую часть времени вы абсолютно серьезны.
3. Вам трудно терпеть, когда кто-то меняет заведенный вами порядок.
4. Вас раздражает, когда шторы или скатерть висят криво, вы стремитесь тотчас это поправить.
5. Вы не любите риск и нетрадиционные решения, так как боитесь оказаться в дураках.
6. Вы склонны придерживаться общепринятых правил поведения.
7. Вас определенно можно назвать перфекционистом - человеком, который всегда ищет самые правильные решения.
8. Вы четко планируете свое ближайшее будущее и работу.
9. Вы часто тревожитесь по поводу того, что вам не следовало что-то делать или говорить.
10. Бывает так, что вам трудно расслабиться и отдохнуть: когда появляется возможность доставить себе удовольствие, по разным причинам вам трудно ею воспользоваться.
11. Вас можно назвать организованным и дисциплинированным человеком.
12. Вы переживаете по поводу событий, которые могли бы произойти.
13. Вы стараетесь всегда поступать правильно, т.е. так как должно, а не так как хочется.
14. Вы принимаете решения только на основе всестороннего анализа ситуации.
15. Вы проводите за работой больше времени, чем ваши коллеги, поскольку любите, чтобы все было сделано хорошо.

Седьмой тип характера

Этот тип характера формируется в семьях с чересчур ответственными и во всех отношениях правильными родителями, которые воспитывают своего ребенка, также как и делают другие дела в своей жизни - слишком серьезно. Исходя из лучших побуждений, такие родители стараются выполнить задачу воспитания идеально. Больше, чем другие родители, они будут переживать, чтобы не сделать чего-то плохого. Чаще всего такой тип характера формируется у мужчин.

Ребенок, воспитываемый в такой семье, чувствует, что он действительно любим и что родители открыто стремятся к тому, что для него лучше. Все негативные проявления в действиях родителей будут следствием их собственной жесткой позиции, которая представляется, как необходимость, и обосновывается «благом ребенка». В таких условиях ребенку еще труднее сопротивляться родительскому авторитету и выражать свой гнев. Так же, как и у родителей, бунт и негативность будут проявляться только лишь в виде жесткости или упрямства.

Первые 1,5-2 года жизни ребенка в такой семье могут пройти совершенно обычно; он будет развиваться очень хорошо. До того времени, пока культура не рекомендует никаких жестких правил поведения, такие родители надлежащим образом удовлетворяют потребности ребенка и не навязывают ему требований, опережающих его развитие. Однако, когда с течением времени, обращение к определенным стандартам в отношениях с детьми становится все более необходимым, эти в высшей степени дисциплинированные родители обнаруживают особую склонность к тому, чтобы прививать своему потомству «правильные» этические нормы и убеждения.

В соответствии с этой задачей, родители начинают навязывать ребенку те же способы поведения и правила, какими пользуются сами. Они очень точно оценивают подход ребенка к реализации разных задач и соответственно его поощряют или наказывают. Например, они могут давать ребенку некоторую свободу, но в четко ограниченном диапазоне, а в остальном, - все поведение ребенка жестко регламентировано определенными стандартами, которые родители считают единственно верными и в которых не допускается малейших отступлений или промахов. Эта свобода не носит общего характера, в ней не будет много дополнительных наград или неожиданностей. Зато она будет прямо зависеть от исполнения определенных условий, которые четко предусмотрены и соблюдаются.

Во всем этом родители стараются постоянно руководствоваться рассудком и добром. Их жестко правильный характер заставляет их поступать принципиально «как по учебнику» и, что очевидно, они лишают себя многих радостей. Такие родители зачастую не способны оценить спонтанные чувства, понять, поучаствовать или поучиться детской способности к полному незаинтересованному вовлечению во что-либо, к предприятию действий ради приобретаемых в результате чувств: к достижению радости или отчаяния, способности быть глупым и т.д.

Другой важной особенностью этого семейного уклада связано с тем, что родители скрывают свою враждебность и любые негативные проявления, прикрываясь необходимостью. Таким образом, ребенка еще раз учат, что не следует доверять собственным выводам и чувствам, а следует опираться на знание того, что то, что ты делаешь – правильно. Его призывают «быть хорошим» во что бы то и стало.

В такое семье все детское, что напоминает животную природу, все увлечения, чувственность или самоудовлетворение — все это держится под строгим контролем. Силы эти сковываются, а ребенка учат, что это и есть правильный способ поведения.

Таким образом, мы получили картину жестко контролирующих родителей, которые заботятся о собственном ребенке, и которые дают ему понять, что они все делают для него из чувства обязательности и любви.

В результате, вырастает исключительно дисциплинированный ребенок, который, подобно родителям, всегда будет стараться все делать правильно. Такой детский опыт психологи назвали травмой дисциплинированного ребенка, а характер, который формируется в таких условиях, – навязчиво-компульсивным.

Навязчиво - компульсивная личность, это личность, сдавленная жестким контролем и полная блокировок. Такой человек функционирует, как хорошо отлаженная машина. Эта машина стремится контролировать то, что, по сути, не может быть ни отменено, ни контролируемо — влечения, спонтанные интересы и чувства. Такая личность имеет своего собственного управляющего, отдающего приказы, распоряжения, предостережения и наказания. Эти ценности и указы воспринимаются, но не являются результатом свободного выбора.

Таким образом, личность находится под постоянным прессингом, заставляющим ее делать только правильные, необходимые и верные вещи. Спонтанная экспрессия, личный выбор и сколько-нибудь настоящие чувства недостижимы.

Замкнутая в жестких принципах личность чувствует дискомфорт по отношению к свободе, реагирует страхом на необходимость свободного выбора или решения и поэтому быстро заполняет это место другой подходящей идеей, которая становится предметом ее нескончаемых рассуждений и волнений. У такой личности часто проявляется перфекционизм (стремление к совершенству), а также склонность откладывать действия, связанные с боязнью сделать что-нибудь плохо. Трудность в принятии решений связана со страхом перед самостоятельностью, которая может оказаться плохой, не идеальной.

Социальные поступки у этого типа характера обычно слишком педантичны, лишены эмоциональности, с акцентом на выполнение правильных задач, приписанных данной социальной роли.

Для навязчиво-компульсивной личности свойственны следующие отличительные особенности.

Личность держит сама себя в четко установленных рамках и точно т также ведет себя и в других аспектах, например, судорожно держится за свою собственность. Чаще всего она столь же экономна в своих отношениях, поскольку пустое растрачивание чего-либо воспринимается ею как нечто неправильно. Она ведет себя жестко и экономна даже в выражении признательности или эмоциональной экспрессии. Таких людей называют «зажатая задница».

Другая особенность этого типа характера – это упрямство.

Упрямство, в свою очередь, означает такие черты, как: упорное продолжение каких-то действий, несмотря на все трудности, постоянное возвращение к ним, скрупулезное соблюдение принятых правил. А также - решимость, сильную волю и выдержку.

Личности этого типа своеобразно относятся к авторитетам: с одной стороны такие люди подчиняются авторитетам, а с другой — по отношению к людям, находящимся под их контролем, либо к тем, чей социальный статус кажется им ниже собственного, — принимают соответственною авторитарную позицию. Их добросовестность, скрупулезность и послушность в соблюдении правил могут восприниматься, как проявление их приверженности авторитетам. Тогда, как их жестокость, упрямство и склонность противоречить, можно рассматривать, как выражение бунта в допустимой форме против этого авторитета, особенно если этот бунт морально обоснован.

В связи с упрямством, в теле человека наблюдаются такие черты, как жесткость, недостаток гибкости и напряженность. Это выглядит так, словно личность сдерживается и отстраняется, особенно в своей экспрессии как позитивных, так и негативных чувств. В связи с этим в социальном окружении они могут восприниматься как холодные, недружелюбные формалисты, отчужденные и не вызывающими интереса.

Стремление к упорядоченности — и есть то, что психологи называют компульсивностью. В классическом варианте такие личности требуют безукоризненного порядка, точности, организованности, ясности и правильности в любой мелочи. Часто у них бывает ослаблено чувство приоритета: для них все имеет одинаковое и, как правило, большое значение. Неверно поставленная запятая, маленькое пятнышко или минута опоздания могут испортить им удовольствие совершенства. В целом, такие личности известны своей тенденцией упускать самое важное, сосредотачиваясь на второстепенных мелочах.

Следующая, также часто наблюдаемая черта этого типа личности, — это их нерешительность, склонность не заканчивать дела или «навязчивые сомнения».

В жизни может быть так, что не каждая из этих черт достаточно заметна, но обязательно всегда должна присутствовать каждая из описанных черт.

Навязчиво-компульсивная личность видит себя как человека сознательного, тяжело работающего, морального и во всех других отношениях правильного, упорно старающегося, чтобы у него все было в порядке. Считает себя обязанным придерживаться установленных извне принципов и правил, а не человеком свободным, считающимся с собственными убеждениями и желаниями.

Отношения с другими час то носят формальный характер, с вниманием, сконцентрированным на правильности поступков, отвечающих определенным ролям — таким, как родитель, супруг, руководитель, подчиненный и т.п. В отношениях часто проявляются зажатость и конфликты, особенно когда определенные им роли ясно не определены или по поводу них нет согласия.

Другие часто считают таких людей проблемными по причине отсутствия значимых связей и настоящего взаимопонимания, жесткости ценностей и поступков, убитых чувств и заведомо ненужных напряженности и прессинга, которые они создают в себе и в других.

В эмоциональной сфере самой заметной чертой навязчиво - компульсивной личности является отсутствие эмоций. Идеалом для характера такого типа является рациональность, рассудительность и правильность.

Эмоция, которая, как правило, бывает сразу заметна окружению данной личности, является злость. Все типичные для этого характера характерологической структуры черты — упрямство, непреклонность, жесткость — есть проявления злости, хотя и косвенно выражаемой.

Другая важная эмоция 7 типа характера — это любовь, которая также скрывается, сдерживается или маскируется внешней холодностью. Именно любовь была причиной того, что родители смогли так эффективно ограничить собственного ребенка. С ее помощью стало возможным лишение ребенка автономии. Часто навязчиво - компульсивная личность сопротивляется любви из-за бессознательного страха, что такое может случиться снова. Она боится, что стараясь угодить любимому человеку, окажется ограбленной — окончательно утратит свое автономное истинное «Я».

Так как родители навязчиво-компульсивной личности не поощряли свободное выражение любви, то ей удобнее проявлять свою заботу о близких, соблюдая безопасную дистанцию. Навязчиво-компульсивная личность имеют тенденцию проявлять беспокойство по поводу слишком бурно, физически или вербально, выражаемых эмоций. Личность этого типа имеют склонность совершенно автоматически реагировать бегством от таких переживаний. Если она сохранят свои чувства, то зачастую испытывает страх перед обязанностями, которые для нее связаны с любовью.

Мышление навязчиво-компульсиВной личности также имеет ряд особенностей. Для того, чтобы не думать, о том, что ей неприятно, такая личность сосредотачиваются не на сути, а на подробностях и деталях, которые не играют решающей роли. Например, мать, которая очень боится за жизнь долгожданного ребенка, образовывает сложные и ненужные ритуалы поддержания чистоты в процессе ухода за ним.

Другой способ уйти от неприятных мыслей - это сосредоточение на абстрактных рассуждениях по поиску и проверке определенных принципов и правил, которые призваны указать, как же справиться с этой проблемой.

Когда ты разговариваешь с такой личностью и видишь, каким образом работает ее мышление, тебя поражает упорство, с которым она старается избегать жизненных проблем. Полностью отсутствуют или серьезно редуцированы те элементы жизни, которые способны хотя бы частично поглотить наше внимание и привести к принятию решения действовать. Это такие вещи, как любовь, секс, злость, ненависть, желания и т.д.

Как следствие, жизнь таких людей характеризуется интеллектуальной бесплодностью и отсутствием красок. Кажется, будто люди такого покроя лишены светлых, основных красок жизни и видят ее во всех оттенках серого. Каждый раз, когда в их жизнь врываются какие-либо более живые цвета, происходит переключение внимания на вопросы периферийные, на абстракции либо бегство в конфликт.

Навязчиво - компульсивная личность испытывает трудности с принятием решения, поскольку большинство решений в жизни — и, в особенности, те из них, которые считаются самыми важными, требуют четко ощущаемого кинестетического переживания. Без этого жизнь становится похожа на игру неполной колодой карт.

Навязчиво - компульсивные личности пытаются осуществить это, живя так, как должны, вступая в брак так, как должны, работая над тем, что должно быть сделано и т.д. Таким образом, они никогда не вступают в контакт с самим собой и поэтому никогда не бывают уверены, что поступают правильно. Если они начинают ощущать такую связь, то приближаются к определенным запрещенным эмоциональным сферам и быстро переключают внимание на что-нибудь другое.

Оптимальный процесс принятия решения может, по сути, заключаться в сопоставлении всех мнений «за» и «против». Также необходимо представить себе, что могло бы произойти в случае другой альтернативы. Однако, что еще необходимо — это проверка того, какие вещи мы сами считаем правильным в данной ситуации, и чего на самом деле хотим. А вот здесь навязчивый стиль осуществления познавательных процессов себя не оправдывает. Следуя ему — то есть, стараясь поступать так, как положено, и избегать проблем, личность отгораживается от того, что ей действительно нужно, и навлекает на себя новые проблемы.

Внутренние ограничивающие убеждения навязчиво-компульсивной личности, приобретаемые ею в результате детского опыта:

  • «Я, наверное, сделал что-то плохое, а должен делать правильные вещи».
  • «Я никогда больше не сделаю ошибки».
  • «Я должен себя контролировать, так как могу целиком утратить самообладание».

Для мужчин этого типа характерна сексуальная роль «Мужчина-отец», а для женщин — «Женщина-мать».

Прежде всего, вам необходимо проанализировать собственный характер. Если вы сами обладаете навязчиво-компульсивным характером, то вам надо особенно осознанно проследить, как особенности вашего характера воплощаются в воспитании. Навязчиво-компульсивный характер и формируется тогда, когда один или оба родителя обладают сами такой характерологической структурой.

В таком случае вам может не хватать эмпатического понимания ребенка – чувствования его на основе интуиции и сопереживания. Это и является одной из предпосылок того, что навыки и правила навязываются ребенку жестко, а не плавно, в соответствии с его физической и эмоциональной готовностью.

Первое – не навязывайте правила, а мягко их вводите. Давайте ребенку право на ошибки и промахи. Не внушайте ему, что несоблюдение этих правил является чем-то ужасным и недопустимым. Не контролируйте все подряд, пусть у него будут большой запас свободы и возможность нарушать или не придерживаться во всем в точности в начале формирования нового навыка. Пусть он к нему привыкнет в том темпе, который удобен ему самому. Например, чтобы научить ребенка тому, как принято вести себя в общественном месте, надо инструктировать ребенка вначале перед событием, а потом давать обратную связь за что-то обязательно хваля, а за что-то критикуя. И так делать несколько раз в течение продолжительного времени, ожидая пока он сам приспособится в новому требованию.

Второе - разрешайте ребенку выражать злость, когда он не согласен с правилами и ограничениями, которые вы ему предлагаете. Общим правилом для этого важнейшего момента является следующее. Когда ребенок выразит свою злость в виде недопустимого поведения – ударит вас, укусит или обзовет, говорите ему: «Ты злишься? Да, ты злишься. Злись. Только так злость не надо показывать, надо об этом говорить». Таким образом, вы даете ему важнейшее разрешение в его жизни, возможно, самое главное – право чувствовать то, что он чувствует. Это является залогом его здоровья и благополучия на всю оставшуюся жизнь.

Что делать, чтобы ослабить или даже полностью сгладить влияние 7 типа характера на свою жизнь и жизнь своих детей.

Главная цель внутренней работы — это воссоединиться с вашей собственной человеческой природой. Ваша естественная природа заключена в «темницу» собственных рамок. Эти рамки – тюрьма, которая проявляется в напряжении ваших мышц, негибкости ваших убеждений и чрезмерной упорядоченности поступков.

Примите за данность, что ваше правильное поведение и мышление — это защита от ваших истинных чувств. Выпустите их, рассмотрите при дневном свете ваши страхи и переживания. Ваша концентрация внимания на несущественных мелочах, на абстрактных рассуждениях и скрывает от вас важные конфликтные темы и страх. Проследите, как вы убегаете от них, сосредотачиваясь на несущественных деталях и действиях.

Далее попытайтесь ослабить излишне упорядоченные формы вашего поведения. Откажитесь постепенно от тех ритуалов, которые вы используете в быту. Поскольку такое поведение маскирует страх, попытайтесь жить, находясь ним в более тесном контакте. Спрашивайте себя, что «я чувствую сейчас на самом деле» и не успокаивайтесь до тех пор, пока не обнаружите свой страх.

Отследите и измените тот ход своих мыслей, который не допускает возможности ошибок. Повторяйте себе раз за разом: «Я не обязан делать все идеально. Человеческая природа допускает право на ошибки и их исправление».

Проследите за тем, как вы вступаете в отношения с другими, допустите в этом процессе большую вовлеченность и спонтанность. Точно также, как вы может ограничить ритуалы, связанные с соблюдением порядка, точно также можно пробовать предпринимать маленькие попытки вовлекаться в отношения, учиться переносить вызываемый этим страх и извлекать ценность из этих экспериментов.

Вам также понадобиться не только «расслабить» жесткую схему ваших убеждений, но и буквально расслабить собственное тело. Вы должны научиться расслабляться, дышать, расслаблять суставы. Подойдет йога, аутотренинг, дыхательная гимнастика и т.д.

Далее научитесь принимать и непосредственно ощущать свою злость и враждебность. Это очень важно, так как ваша жесткость на самом деле является следствием отвержения этих чувств. Вы не сможете полностью расслабиться и обрести связь с самим собой до тех пор, пока эти подавляемые чувства не будут снова приняты. Самые главные из них — это глубоко переживаемое чувство любви и ненависти, особенно в отношении одного и того же человека. Такие же ощущения вы испытывали по отношению к родителям в период усвоения правил поведения и ограничений, когда были с ними не согласны, и запретили их себе тогда. .Теперь обнаружьте их в вашей взрослой жизни по отношения к вашим близким и примите их.

Все эти действия обязательно приведут вас к тому, что вы станете менее зажатым и более великодушным по отношению к себе и другим, а значит, будете проживать свою собственную жизнь свободную от противоречий.

 

Список рекомендованной литературы

  • Стивен М. Джонсон «Психотерапия характера», практическое руководство, М., 2001
  • Блюм Г. «Психоаналитические теории личности»
  • Бурбо Лиз «5 травм, которые мешают вам быть самим собой»
  • Леонгрард К. «Акцентуированные личности»
  • Корвасарский Б.К. «Неврозы»
  • Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард «Рожденные выигрывать»
  • Шнайдер К. «Психологические сценарии личности»
  • Стюарт Й., Джойнс В. «Жизненный сценарий, как мы пишем историю своей жизни»
  • Эллис А. «Рационально-эмотивная психотерапия»