Женские сексуальные роли

Во взаимоотношениях с противоположным полом женщина может играть четыре роли: сексуального объекта (жрица любви), сестры (спутница жизни), романтического идеала и матери. Изначально в примитивном и матриархальном укладе женщина воспринимается целостно во всем многообразии функций: это и мать – хранительница очага и сексуальный объект – та, на которую направлены сексуальные устремления мужчин. С появлением культуры и отходом от матриархального уклада жизни единство женской личности распадается на противоположные по своей сути категории: сексуальный объект и мать. Именно такие две и, причем раздельные роли, определены для женщины на этом этапе развития цивилизации. Таким образом, с началом развития культуры возникает диссоциация – расщепление прежде неделимой женской сущности. В Древней Греции, например, эти две психосексуальные женские роли представлены супругой и жрицей любви – гетерой, жизненные сценарии которых абсолютно различны и не пересекаются. Сначала этот процесс расщепления женской сущности на отдельные фрагменты незаметен, а затем становится все более явным.

Позже, с появлением христианства выделяется еще один вид любви – любовь братская и бескорыстная. Это приводит к появлению еще двух аспектов женкой сущности – сестра (монахиня) и романтический идеал (платоническая возлюбленная поэтов, рыцарей). Само собой, матери и сексуальные объекты в обществе также присутствуют – это проститутки, маркитанки.

Упомянутые четыре роли соответствуют четырем стадиям личной жизни женщины: дочь (т.е та, задача которой только получать и отдавать любовь) сестра (т.е. та, которая способна разделить с мужчиной его борьбу за существование), романтический идеал (та, которая способна вдохновить, быть музой) и мать(та, котрая сособна позаботиться о мужчине, как о сыне).. Проходя каждый этап в своем развитии, продвигаясь к завершающему этапу матери, женщина, как бы впитывает в себя все эти замечательные роли: очередная стадия вырастает из предыдущей. Таким образом, формируется зрелая личность, в поведении которой в зависимости от обстоятельств, присутствуют все четыре роли.

Женщина не может функционировать как сестра (спутница жизни) в отношениях с мужчиной, если она не прожила и не вобрала в себя суть поведения дочери (вся задача которой – любить и быть любимой). Женщина не может стать хорошей матерью, если не прошла все предыдущие стадии. Она не может быть сформировавшейся личностью, если она «застряла» на одной из ступеней. И, если она все-таки «застряла» на какой-то ранней стадии, то в ее поведении обязательно будет доминировать стереотипы именно этой стороны личности в ущерб другим.

В действительности нет чистых типов, роли часто смешаны между собой. Роль матери в той или иной пропорции комбинируется с ролью дочери. В одной и той же женщине могут сочетаться черты сестры и романтического идеала. Женщина романтического склада тоже хочет быть компаньоном и сподвижником мужчины. Жена, играющая роль сестры, переживает сильное разочарование, если ее муж не относится к ней, как к романтической фигуре.

Обычно все эти стороны скрыты внутри реальной жизни женщины. В здоровых отношениях муж (партнер) воспринимает женщину как целостную личность во всех возможных ее проявлениях: в разных ситуациях женщина предстает то любовницей, то неземным идеалом, то сестрой, то матерью.

Перемены, происходящие с ней в течение одного дня, выявляют все стороны ее личности. Готовит еду и ведет дом, следит за детьми - мать. На концерте или в театре, в ходе культурного обмена она - компаньон. Она соратник, с которым можно обсудить свои дела или профессиональные проблемы. Вечером, у камина или на вечеринке, она - романтический идеал. И, конечно же, в постели она - сексуальный партнер.

А теперь к нездоровым отношениям. Если у женщины, которая "застряла", есть специфическая сексуальная роль и ее стереотип поведения ограничен, то мужчина будет воспринимать ее исключительно в такой роли. Если мужчине нужна мать будущего семейства, кормилица и хранительница домашнего очага, то на чью сексуальную роль он откликнется? Какие черты характера он будет искать? Нужна ли ему особая, неземная внешность? Скорее, это будет женщина с мягким, покладистым характером, практичная, из «хорошей» семьи, воспитанная и скромная, с задатками верной супруги. А если нужна подруга, верная, стойкая, как жены декабристов, где мужчина будет разыскивать "прелестницу"? Ну, уж точно не в ночных клубах, а в клубах табачного дыма, где теряются интеллектуалки, жаждущие отдать свое духовное богатство братьям по разуму.

Но только женщина, которая включает в себя все аспекты женской личности, способна удовлетворить все потребности мужчины. И не только потому, что включает в себе все возможные аспекты женской сущности, а потому, что исполняет их, будучи именно сексуальным партнером мужчины. Возможность исполнять роли на основе сексуального партнерства и есть выражения всеобъемлющей любви женщины к мужчине. Оторванная от сексуальных чувств, женщина становится невротическим заменителем, невротическим доказательством ее неспособности сексуально проявить себя. Сущность женской натуры составляет чародейство ее сексуальной привлекательности. Наша культура отрывает любовь от секса. Это разделение расщепляет единство женщины на фрагменты: сексуальный объект, сестра, соратница, романтический идеал, мать. Независимо от того, какие стороны преобладают, нетрудно видеть, что фрагментация возникает в результате искажения психического развития.



Женщина-дочь

Когда женщина в отношениях с мужчиной выступает преимущественно в роли дочери, - это означает, что она не способна построить с ним взрослые отношения на основе доверия, привязанности и уважения. Она способна соблазнить его, дать ему надежду любви, а затем и оставить его с чувством вины и разочарования. Это происходит потому, что она вступает в отношения с мужчиной только одной стороной своей женской сути - как сексуальный объект, все остальное многообразие ее личности не включается в отношения с мужчиной из-за бессознательного страха отвержения других сторон «Я». Она может участвовать в отношениях с противоположным полом только, как сексуальный объект – по принципу: «я готова отдать тебе свое тело, за то, что ты «накормишь» меня любовью»!». Такое женское поведение можно назвать психологической проституцией. Женщина-дочь – это оральная личность, то есть та, которая в своей семье не получила достаточного опыта любви и привязанности.

Как представитель орального типа характера, она производит впечатление маленького птенчика, с открытым ротиком, требующим постоянного внимания и непрерывной заботы. Если ротик так и не закрылся к двадцати годам, а со временем открывается все шире и шире, можно сказать, что оральные потребности у такого птенчика, то есть потребности в кормлении, телесном контакте и эмоциональном отклике, остались неудовлетворенными. Таким образом, оральный запрос выползает на арену, овладевает человеком и строит его жизнь. Такая женщина интуитивно сознает, что у нее есть то, что может сделать мужчину счастливым. Глубоко в сознании у нее скрыта мысль, что ради этого мужчина может многое для нее сделать и, конечно же, он может ее «накормить» – эмоционально удовлетворить, напитать любовью. Женщина-дочь, с одной стороны, ощущает, что большинство мужчин откликается на нее, как на сексуальный объект, а с другой, подавляет в себе ответные чувства, так как у нее нет опыта связывания сексуального интереса к ней собственно с любовью, с глубинным уважением к ее личности.

По сути, такая женщина боится мужчин, как минимум, а как максимум презирает. Извращенная реакция женщины-дочери на свою неутолимую потребность в любви и близости заключается в том, что она не способна строить глубокие отношения привязанности со своими близкими, в том числе и с мужем, зато заменяет их псевдоотношениями с другими людьми - гораздо менее значимыми в ее жизни. С мужчинами же она выступает, как сексуальный объект - эдакий насекомоядный цветочек – привлекающий своей внешностью и пожирающий доверчивых особей мужского пола. У женщины-дочери желание любви приравнивается к желанию захватить и проглотить мужчину, сделать своей собственностью, заполнить свою внутреннюю пустоту. Женщина- дочь хочет, чтобы мужчина сделал ее цельной, наполнил ее жизнь смыслом, напитал ее жизненной силой.

Когда такая женщина говорит своему партнеру: я тебя люблю, то в переводе это означает - я хочу, чтобы ты меня любил. Мужчина становится такой символической кормящей матерью. Только «заглатывая» любовь партнеров, такой птенчик может заполнить свою внутреннюю пустоту. Женщина-дочь имеет характерную внешность Ее манера держаться мягкая и женственная (Мэрилин Монро, например). Голос негромкий, приятный, хорошо модулированный. Губы – выразительные, чувственные. Выражение лица – призывное. Ее призыв к любви содержит в себе разрушительный компонент. Прелесть ее глаз, соблазнительность манер - столь же смертоносна, как ловушка сирен. Мужчине, попавшему в нее, предстоит быть «сожранным», психологически, конечно.

Только «заглатывая» своих партнеров, женщина-дочь могла заполнить внутреннюю бессодержательность своего существа. Сколько бы мужчин у нее не будет, их никогда не хватит. Эта потребность не насыщается, а любовникам остается лишь переживать чувство вины за свою неуклюжесть. В конце концов, она прогоняяет их, как ничего не заслуживающих.

Мужчины, которых привлекает внешность женщины-дочери на самом деле, ищут в ней материнскую сущность. Они хотят нежного материнского отношения к себе. Они надеются найти в ней ту, которая не слишком бы много требовала от них и была бы мягкой и отзывчивой. Женщина-дочь своей внешностью и манерой себя вести сулит именно это. При этом, сама она нуждается в покровительстве отца, который нравился бы ей, заботился бы о ней и любил бы ее. Такой союз напоминает двух детей, играющих в игру, в которой они изображают, будто уже взрослые.

Женщина-дочь может иметь множество романов, непродолжительных, неглубоких, которые оставляют ей ощущение неудовлетворенности. Она легко идет на отношения, вроде бы как не в силах отказать, и при этом ничего особо не требуя взамен, и не предлагая. Она, конечно, декларирует, что хочет семью и ребенка, но как-то все делает для этого не то и не так. При этом замужество и материнство не делает ее более зрелой. К тому же браки у женщины-дочери, если и случаются, то они не продолжительны.

Конечно же, такая женщина ищет «отца», который бы мог удовлетворять все ее капризы, она очень привязчива, ей хочется тепла, заботы и удовлетворения своих потребностей. Ей нужен «папа», заботливый и принимающий: «Мир – плохой. Я – слабая и покинутая, спасайте, кто может». По сути, многочисленные романы такой женщины - это неосознаваемый поиск отца, который сможет полюбить ее по-настоящему и снять проклятие «детской недолюбленности». Сегодняшний мир в изобилии сформировал поколение женщин-дочерей – с внешностью моделей, (а частью и занимающихся этим) - мягких, женственных, ухоженных, с разнообразным высшим образованием, которые ищут своих принцев в клубах, на светских мероприятиях и т.д., и которых точно не упрекнешь вроде бы в желании предлагать себя в качестве сексуальных объектов. Но на поверку отношения с этой генерацией женщин оставляет у мужчин ощущение бессодержательности происходящего, а самих женщин – дочерей в том, что найти идеального отца в мужчине-партнере нереально.



Женщина - сестра

Отношение к мужчине в роли сестры связано с застыванием на этом уровне развития сексуальности в подростковом возрасте. Сестринское отношение к мужчине вырастает из общности интересов и ощущения равенства в этом возрастном периоде. Оно отражает чувства девочки к мальчикам ее возрастной группы, к их братьям и друзьям. Истинное сестринское чувство к мальчику или настоящее братское отношение к девочке подразумевает признание прав другого человека и его личности и принятие его как представителя другого пола.

Многие девочки застывают на этом уровне развития личности. Однако это не препятствует их вступлению в брак или рождению детей. Застывание на сестринском уровне специфическим образом выстраивает их отношения с мужьями. Супружеские отношения выходят на первый план, а сексуальные отходят на второй, но, тем не менее, первые обеспечивают взаимную поддержку во внешнем мире.

Женщина в своих сестринских отношениях с сексуальным партнером осознает себя, прежде всего, как компаньонку и как его сподвижницу. Она стремится разделить его жизнь, быть на его стороне в борьбе, участвовать в обсуждении грядущих решений. Вроде бы ничего ложного в такой позиции нет. Затруднение возникает, когда мужчина настаивает на праве иметь свою собственную личную жизнь. Это рано или поздно происходит, и мужчина начинает ощущать, что позиция женщины ограничивает и связывает его. Женщина сестра, если уж попытаться описать ее цель в данном случае, не бывает удовлетворена положением, при котором она остается «на вторых ролях». Ее желание быть незаменимой для мужа заставляет ее доказывать, что она превосходит его интеллектуально или в деловом отношении. Таким образом, она не только его компаньон и соратник, но и конкурент.

Нетрудно предвидеть проблемы, возникающие из таких отношений. Все общее, нет ничего личного. Каждое изменение настроения отражается на партнере. Секс не является страстью, но выступает как демонстрация единства интересов и как залог лояльности. Сексуальное чувство сильное в начале, как правило, быстро идет на спад. Женщине сестре гораздо важнее быть другом для своего партнера, чем любовницей. Поскольку женщина-сестра отождествляет себя с мужчиной (конкурируя с ним, стремясь разделить его функции) то она, как правило, имеет трудности в достижении оргазма. В брак такая женщина вступает не из-за взаимной страсти или романтического увлечения, а из-за уважения к качествам избранника – надежности, трудолюбия, стабильности и т.д.

Женщина сестра чувствует, что муж не откликается на ее усилия, которые она прилагает, чтобы общаться с ним, и на ее готовность оказать ему помощь. Она чувствует, что отношения односторонние, что мужчина конкурирует с ней, критикует ее. Если же она попытается сделать то же самое и покритиковать его, он отвергает такое взаимодействие. Сестринская позиция не вырастает из опыта девочки сестры. Женщина – сестра это часто симбиотическая личность

Женщина-сестра выглядит как подросток. Тело - подтянутое и поджарое, с узкими бедрами, тонкой талией и прямыми плечами, еще сохраняет подростковую угловатость. В противоположность роли дочери, женщина-сестра способна быть не только сексуальным объектом, но и создать основу для других отношений с представителями противоположного пола. У нее сбалансированный, дружелюбный подход к мужчинам. Она настроена созидать «Эго» мужчины, а не разрушать его; она хочет разделить его жизненные устремления, а не только извлечь из них выгоду.

При этом женщина-сестра считает мужчин слабыми, обижается на них за это, стремиться отстаивать свое превосходство и часто чувствует себя униженной в отношениях с противоположным полом. Зрелая женщина может действовать как помощник и компаньон мужа, не превращаясь в сестру. Этот аспект женской личности не доминирует в отношениях зрелой женщины и ее сексуального партнера, как это происходит у женщины сестры. Взрослая, зрелая женщина не руководит и не разрушает. Поскольку она цельная женщина, то может стать истинным другом.



Женщина - романтический идеал

Женщина, реализующая себя в отношениях с мужчиной в качестве романтического идеала, «застряла» в своем развитии на периоде романтических влюбленностей 16-17 лет. Это "хорошо воспитанная" девушка, которая находится под влиянием родителей с жесткими запретами на проявление зарождающейся сексуальности. Это уже - "папина большая девочка". Девушка неизбежно вытесняет свои сексуальные чувства, такую структуру характера в психоанализе называют "истерической женщиной". Такая личность не может соединить романтические аспекты любви с ее физическим выражением в сексе.

В период "брачных игр" она изображает роль романтического идеала, она демонстрирует привлекательность, возбуждение, желание близости, но стоит осуществиться ее мечтам, она тут же теряет интерес к подобной неромантической любви. Супружеская близость становится будничной и потому принужденной, лишенной всякого очарования. Муж (или постоянный партнер) уже не вызывает такого возбуждения, как это было в начале в период ухаживаний. Тогда она бросается на поиски очередного возбуждающего романа, где-то там за пределами брака. Она флиртует с посторонними мужчинами, ее поведение всегда провокативно по отношению к мужчинам. Женщина, фиксированная на этой роли, всегда имеет романтического любовника, то есть какого то мужчину, для которого она является романтическим идеалом. Этот любовник может быть реальным человеком или вымышленным персонажем.

«Истерическая женщина» нуждается в постоянной стимуляции романтической любовью, чтобы поддерживать свое сексуальное возбуждение. Она ищет возбуждения в окружающих мужчинах, в собственных детях, занимая позицию соблазнительницы. Она требует, чтобы дети превозносили ее красоту и откликались на ее очарование. Привлекая мужчин, она может перешагнуть границы приемлемого поведения. Женщина-романтический идеал постоянно соблазняет и заманивает мужчину в ловушку, но затем "убегает" от него. В своем воображении ум женщины рисует себе мужчину, который настаивает на том, чтобы она играла эти роли. Конечно же, она и выбирает себе именно таких мужчин, которые настаивают на этом.

Женщина-романтический идеал играет альтернативные роли, стремясь вызвать сексуальный отклик. К примеру, она может быть наивной, милой девушкой в одной ситуации, тогда, как в другой будет девушкой сексуально провоцирующей и манипулирующей. Также она может вступать в любовные связи со старшими, дающими опору и поддержку, мягкими мужчинами, в которых она будет относительно асексуальной и невозбужденной, а потом — в контакты с мужчинами, которые далеко не так хорошо к ней относятся, но вызывают сексуальное возбуждение и т.д. При этом женщина не осознает противоречивость ролей, которые она играет.

Чтобы понять такую противоречивую сексуальность, достаточно вспомнить известную игру в «Динамо». В этой психологической игре, часто проявляющейся в поведении, девушка вначале ведет себя соблазняюще или, по крайней мере не противится ухаживанию, а когда ситуация подходит к логическому продолжению, с возмущением отвергает сексуальные притязания мужчины.

Секс для женщины - романтического идеала выглядит отклонением от романтического образа, который подразумевает, что она помещена на пьедестал и ею восхищаются. Сексуальность служит приманкой, которой пользуется такая женщина, чтобы привлечь к себе и заставить поклоняться. Поскольку это действует только до тех пор, пока мужчина не овладел ею, она избегает полной «капитуляции» перед мужчиной, а, следовательно, избегает и полного погружения в сексуальные эмоции. В истерическом женском характере есть положительные и отрицательные стороны. Такая женщина поддерживает мужественность представителей противоположного пола, поскольку принимает сексуальную природу отношений с противоположным полом. Но настаивая на том, чтобы сексуальное влечение мужчины подчинялось романтическому идеалу, она отрицает право мужчины на удовлетворение. Такую женщину выбирает мужчина, которого возбуждает его влечение, но его избранница увертывается от него и не дает ему одержать полноценную победу. «Истерическая женщина», молодая соблазнительница и завлекательница, заманивает мужчину в ловушку, чтобы разочаровать его.

В физиологическом плане женщина-романтический идеал обладает привлекательным, хорошо развитым и пропорционально сложенным телом, у нее ясные глаза и живые манеры. Однако, чем жестче сексуальное подавление, тем более кукольное выражение приобретает ее лицо. На психологическом уровне конфликт выражается как болезненная и чрезмерно развитая гордость, которая говорит: «Я буду держаться подальше, тогда вы не сможете отвергнуть меня или принести мне боль». Женщина-романтический идеал всю жизнь проводит в поисках мужчины, который был бы мягок и нежен, силен и бесстрашен, то есть был бы героем рыцарем, без страха и упрека. Романтический любовник – рыцарь герой – это идеализированная фигура отца, увиденного глазами маленькой девочки, когда эти качества ярко выражены. Хотя все они вполне могут присутствовать и на самом деле, реальные мужчины отнюдь не являются идеализированными фигурами. Избранник такой женщины поначалу кажется ей сильным и надежным, но неизменно разочаровывающий ее впоследствии своей приземленностью, грубостью, неразвитостью. Образ романтического любовника является защитой против неспособности женщины-романтический идеал полностью сдаться или отдать себя любви к мужчине. Она может заботиться о своем мужчине, но быть для него полноценным партнером – это для нее непосильная задача.



Женщина - мать

Женщина, играющая роль матери в супружеских отношениях, утверждает свою личностную ценность на основе, лишенной сексуальности. Такая женщина формально прошла все стадии становления сексуальности – этапы дочери, сестры и романтического идеала, но так и она не смогла объединить в себе все эти ипостаси многогранной женской натуры, а, значит, и не сформировалась как целостная личность. Из всех возможных ролей она «облюбовала» для себя роль матери, как понятную и безопасную позицию, вытекающую из особенностей ее формирования в детстве и усвоенных образцов поведения. Хотя рядом с мужчиной она ощущает себя более взрослой, чем он, она видит все его слабые стороны и способна отнестись к ним со снисхождением, например, закрыть глаза на его измены. Именно эта возможность отнестись к мужчине свысока, с ощущением покровительства ко всем его слабостям и является основой ее отношений с мужчиной.

Женщину-мать не особо занимает собственная внешность, так как она делает ставку на свою здоровую природу, возможность быть опорой мужчине, а не на свою сексуальность. Роль матери подразумевает отказ от себя, такая женщина всегда готова на самопожертвование. Дети становятся важнее, чем ее личная жизнь, именно через это самопожертвование женщина и доминирует над мужчиной. Сексуальные чувства принесены в жертву видимому благополучию, она не способна отстоять свое право на сексуальность и эмоциональное удовлетворение. В роли матери - страдалицы могут прослеживаться черты мазохистского характера или навязчиво-компульсивного.

Навязчиво-компульсивная (дисциплинированная) личность легко приживается в роли матери, так как это соответствует ее контролирующему, нормативному поведению. Мазохистская личность в принципе функционирует с мотивацией самоотречения, как главным смыслом, и в области отношений с противоположным полом в том, числе.

Так как элемент мазохизма присутствует и в сестринской личности, то две эти роли не всегда можно отчетливо и легко дифференцировать на практике. Отличие этих двух позиций заключается в том, что "сестра" активна в отношениях с мужчиной, она считает себя равной ему и оказывает ему поддержку из позиции соратника и компаньона. Женщина-мать в отношениях с мужчиной пассивна, она относится к мужчине, как к сыну. За этой пассивностью и внешней покорностью прячется чувство превосходства по отношению к мужчине, которого позиция женщины-матери превращает в несмышленого сына. Это - завуалированные презрение и ненависть к мужчине. Таким образом, мать относится к мужчине свысока, как к несмышленому сынишке, втайне презирая его за его слабость и несовершенство. Очень часто таким женщинам мужчины готовы поведать все свои печали, прижимаясь к крепкой материнской груди. В поведении женщины-сестры есть мужские элементы, в поведении женщины-матери – нет. Женщина-сестра имеет угловатую внешность подростка. Женщина-мать имеет женственную внешность, но в плохом «обрамлении» - с неуклюжими манерами, нескладную и неухоженную.

Роль матери защищает женщину от того, чтобы быть сексуальным объектом в отношении с мужчиной. Особенности развития сформировали у нее установку на то, что быть матерью - это гораздо привлекательнее, важнее, чем быть только лишь объектом сексуальных устремлений мужчин. Причем, в ее представлении эти два образа несовместимы - либо мать, либо любовница. Чтобы сохранить эту защиту, активность женщины фокусируется на материнстве; факт принятия пищи становится более важным, чем удовольствие от того, что вкушаешь ее; дети становятся важней, чем она сама. Обычно такая женщина создает большую семью, которая является своеобразной компенсацией за отсутствие интереса к ней как к личности.

 

Список рекомендованной литературы

  • Стивен М. Джонсон «Психотерапия характера», практическое руководство, М., 2001
  • Блюм Г. «Психоаналитические теории личности»
  • Бурбо Лиз «5 травм, которые мешают вам быть самим собой»
  • Леонгрард К. «Акцентуированные личности»
  • Корвасарский Б.К. «Неврозы»
  • Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард «Рожденные выигрывать»
  • Шнайдер К. «Психологические сценарии личности»
  • Стюарт Й., Джойнс В. «Жизненный сценарий, как мы пишем историю своей жизни»
  • Лоуэн А. «Любовь и оргазм»