Проверьте себя
1. Вы стараетесь искать взаимоотношения там, где чувствуете себя нужным, и пытаетесь затем сохранять их.
2. Как правило, ваши взаимоотношения очень интенсивны, чувства, которые вы испытывает к человеку, бросаются из одной крайности в другую.
3. Вы испытываете страх или беспокойство при мысли о том, как другие отреагируют на ваши чувства или поведение.
4. Вы склонны ставить желания и потребности других людей на первый план.
5. Вы слишком лояльны в отношении других, даже в том случае, если эта лояльность не оправдывается.
6. Вы возлагаете на других определение ваших желаний и потребностей.
7. Вам гораздо лучше находиться в среде общения, потому что в одиночестве вы чувствует себя совершенно беспомощным.
8. Вы ищите внимания и одобрения, чтобы чувствовать себя хорошо.
9. Вы ощущаете беспокойство или вину, когда у других «есть проблемы».
10. Вы делаете все, чтобы понравиться другим, даже в ущерб себе.
11. Вы слишком волнуетесь, когда представляете, что потеряете важного в вашей жизни человека, потому что не сможете позаботиться о себе.
12. Вы склонны ценить мнение других людей выше вашего собственного.
13. Вы боитесь выразить свои чувства из-за страха быть отвергнутым.
14. Вы ждете, что кто-то из ваших близких изменится, для того чтобы изменилась ваша жизнь, и вы стали счастливы.
15. Когда вы испытываете сильную обиду, злость или испуг, вы изо всех сил стараетесь этого не показать.

Второй тип характера

Этот тип характера формируется в том случае, если естественные потребности ребенка в первые месяцы жизни – потребность во внимании, общение, эмпатическом участии, гармонии с матерью, - не были удовлетворены в полной мере. Это тип характера психологи назвали «оральным», используя отношение к питанию как обобщенный пример «высасывания» эмоциональной и биологической пищи, как процесса, обеспечивающего развитие младенца в этот период. Определение «оральный» необходимо воспринимать чисто метафорически - ребенка «не докармливают» вниманием, заботой, теплом.

Маленькие дети с первых минут жизни требуют солидной дозы внимания и эмпатического понимания. Семья, в которой формируется оральный характер, отличается тем, что не может дать ребенку ощущение привязанности и стойкой заботы в первые месяцы жизни.

Если вспомнить, что ранее отпуск после рождения ребенка составлял два месяца или же современную ситуацию, когда мать почти сразу выходит на работу, то понятно, что совсем нетрудно создать условия для формирования орального характера. И что говорить, если мать - больна, находится в депрессии или в трудных жизненных обстоятельствах. Мать, которая при наличии помощи мужа или близких, могла бы обладать достаточной энергией для того, чтобы быть хорошей матерью для одного ребенка, может оказаться совершенно беспомощной с двумя или тремя детьми, как одинокая мать или же в ситуации изоляции от остальных членов семьи. В таких случаях мать недоступна, когда ребенок в этом нуждается, она может быть поблизости, но игнорирует его или не умеет им заняться, или же оставляет его, обрекая его на чувство покинутости и беспомощности.

Оральная личность формируется при условии, что ребенок является принципиально желанным, но при этом в силу определенных причин привязанность и доступность матери была ограничена. Поэтому у ребенка возникает чувство эмоциональной покинутости и не формируется опыт безопасного «доверчивого ожидания».

В историях людей, проявляющих сильные черты орального характера, часто имеют место такие события, как брошенность матерью или ее серьезная болезнь. Глубже всего это влияет на ребенка на седьмом месяце жизни, еще хуже, если мать хронически неспособна удовлетворять потребности ребенка. В этой структуре личности происходит как бы испытание «потери рая». Прежде, чем мать будет утрачена или многократно окажется, что она не способна откликаться на нужды ребенка, ребенок успевает получить опыт контакта и первичной привязанности.

Маленький ребенок, естественно, страдает эмоционально и физически. Вначале он активно протестует, затем впадает в глубокое отчаяние и разочарование. Затем, ребенок будет искать компромиссный выход, который позволил бы ему справиться с болью от того, что его потребности не удовлетворяются. Чтобы сдержать боль, ребенок начинает искать способы заблокировать естественное проявление себя. В оральном случае этот шаг логически основывается на убежденности, что: «Если я не буду ничего хотеть, то не буду переживать и боль из-за того, что я брошен, и никто не спешит мне на помощь». Эта позиция способна уменьшить непосредственное разочарование, но окончательно не может быть реализована, так как младенец не может обходиться без взрослого.

Таким образом, условиями формирования этого типа характера выступает желанность ребенка и в то же время невозможностью для матери из-за болезни или других причин быть постоянно доступной для удовлетворения его нужд. Поэтому ребенок оставляет свою, такую необходимую ему, зависимую позицию еще до того, как получит удовлетворение во внимании, оставаясь на самом деле хронически нуждающимся и зависимым. Психологи называют опыт ребенка в этом случае травмой брошенного ребенка. Оральная личность – это личность недокормленная любовью в широком смысле слова.

Главная проблема оральной личности состоит в том, что она не воспринимает своих потребностей, не напиталась опытом любви и привязанности и, поэтому, оказывается хронически «голодной» и нуждающейся. Такая личность не способна использовать те возможности, которые предоставляет мир взрослых людей для удовлетворения потребности в близости. Она не слышит своих желаний, с одной стороны, с другой стороны, хочет невозможного – получить какой-то нереальный опыт близости и понимания, который излечит ее от хронического чувства брошенности.

Чувства оральной личности колеблются между отчаянием по поводу неудовлетворенного чувства пустоты и боязнью выразить его и оказаться снова брошенной, потому что жажда принятия «слишком сильна». В ее поведении, взглядах и видимых чувствах будет проявляться тенденция к самозабвенному прилипанию к другим людям, страх одиночества и покинутости.

Другая важная составляющая орального характера - это весьма скромные навыки заботы о себе при одновременном нежелании выражать свои потребности и просить о помощи, на фоне чрезмерной заботливости по отношению к другим людям.

У орального характера имеются реальные трудности с сохранением взрослого подхода к работе, семье и личным делам. Оральный человек просто слишком рано повзрослел. В каждой такого рода личности скрывается глубокая травма вследствие необходимости становиться взрослым и принимать взрослую ответственность. Неосознанно брошенный ребенок жаждет, чтобы кто-нибудь о нем позаботился, и чувствует, что мир ему по-прежнему должен настоящую жизнь. И хотя, чтобы достигнуть зрелой формы приспособления к требованиям взрослой жизни, он может жестоко подавлять свою систему убеждений и желаний, все равно он втайне мечтает о том, чтобы остаться в постели и чтобы его кормили. Все, что связано с работой, супружеством, детьми, домом, все финансовые и личные дела — это для него попросту слишком много. Отчасти потому, что он перетруждается, чтобы отвечать требованиям, он часто не хочет принимать ответственность за собственные неудачи.

Чтобы противостоять полному погружению в депрессию, оральная личность использует компенсаторные маневры - реализация фантазии орального удовлетворения — хорошей жизни, безудержной страсти к еде, питью, наркотикам и т.д., инфантильной попытки воссоздать сладость переживания быть накормленным и успокоенным матерью.

Другой способ справиться с отчаянной тоской по тому «самому исключительному» и страхом, появится ли кто-нибудь такой когда-нибудь в действительности, это принятие смелого решения «прекратить надеяться» и превратить отрицание собственных нужд в достоинство собственного характера. Тогда оральная личность принимает позицию человека «дающего и заботливого». Вместо того, чтобы нуждаться в привязанности, оральный характер сам становится по-матерински заботливым и «дающим», служа другим.

Чаще всего это может воплотиться в собственно материнской заботе о своем ребенке. Для такой личности-матери счастье означает уверенность, что она никогда больше не испытает одиночества, что избежит повторной брошенности. Однако это — всего лишь иллюзия, которая, может разрушиться, когда из маленького и зависимого ребенка вдруг вырастет независимый подросток или же, когда ребенок не проявляет особой благодарности.

Нередко оральная личность считает себя непонятой, преследуемой и неоцененной. Поскольку она по сути уже однажды сдалась, то ее уверенность в себе, как и агрессия исключительно слаба. Она не способна ни соответствующим образом организовать свою жизнь, ни предпринять попытку исправить ее. Она может сожалеть лишь этом, но не способна выразить клокочущую в ней злость.

Она не способна добиваться того, чего жаждет, и ей нелегко кого-либо о чем-либо просить. Она также не может отказать, когда ее о чем-то просят.

Можно сравнить эту ситуацию с сорванным плодом. Слишком рано отделенный от дерева, он останется сырым, твердым и лишенным сладостной сочности, которую обрел бы в процессе созревания.

Оральный характер сталкивается со многими проблемами в любовных связях. Если надежда найти рай, забыться, оказывается разбуженной вновь, он растворяется в любви. Его партнер может сопротивляться, чувствуя, что связан и озадачен таким полным слиянием. Сам он в таком союзе может жаловаться на потерю самого себя, и при этом он не будет ничего делать отдельно от своего партнера, такого, чего тот не может разделить. Хотя внешне может казаться, что оральный характер предлагает исключительную заботу, партнер часто будет чувствовать себя обиженным и используемым скрывающейся за ней жаждой безусловного внимания.

Брошенный ребенок переносит свой страх будущего одиночества на интимные связи. Обычно он имеет большие проблемы с одиночеством и, убегая от них, может преждевременно вступать в неподходящие связи. Его страх может быть источником ревности или периодических приступов паники по отношению к малейшим сигналам возможного оставления. Невинно блуждающий взгляд партнера, его опоздания или же отсутствие частых или ожидаемых телефонных звонков могут вызвать панику, в которой он часто полностью обвиняет этого человека.

Оральный характер может проецировать на партнера свою склонность уходить, покидать, как только он станет для него хлопотным, и поэтому будет усматривать висящий меч «дезертирства» там, где другой человек его совершенно не замечает. Как и в любой другой структуре характера, здесь выступает тенденция поступать с другими так, как раньше поступили с нами. Согласно этому принципу оральная личность склонна бросать тех, с которыми раньше сблизилась.

Поскольку она подавляет свои реакции, связанные с проявлением чувства собственного достоинства, а также агрессивные реакции, то теряет сама себя в союзе с другим человеком. Это происходит потому, что она дает больше, чем хотела бы и обнаруживает, что взрослые отношения требуют от нее действительно слишком много. Отношения часто заканчиваются тем, что оральная личность начинает себя жалеть и раздражаться.

Кроме недостатка в агрессивности и умении отстаивать себя, у орального не достает и других жизненно важных сил, в частности, сексуальных влечений. Оральный характер в значительно большей степени жаждет прикосновения, объятия и непосредственного физического контакта, нежели сексуального акта. Симбиотический характер отношений, по которому тоскует оральный характер и который он выстраивает, вызывает удушение сексуальности. Когда в симбиотической союзе различия между мужчиной и женщиной стираются, а агрессия смягчается, то подавляются всякого рода страсти и секс принципиально исчезает. Симбиотический союз — это союз, лишающий различий. Сексуальность же предполагает много отличий, угрожающих симбиотической привязанности. У женщин с оральным характером часто бывает преждевременный оргазм, а оральный мужчина часто характеризуется пониженной сексуальной возбудимостью или ее отсутствием по окончании первой фазы ухаживания. Оральный характер стремится к симбиозу, а симбиоз убивает секс.

У орального характера весьма серьезные проблемы с одиночеством. Он может впадать в панику, когда окажется один или почувствует отделение от того, к кому он сейчас привязан. В такие моменты он может проявлять склонность к проблемному поведению — к привыканию к наркотикам или к состояниям зависимости. Это можно объяснить тем, что взрослый использует стратегию 8-месячного ребенка, который отсутствие матери замещает так называемыми «переходными» объектами. В нашей культуре это чаще всего — плюшевый мишка или другая игрушка, позволяющая частично успокоить страх и способная как-то заместить мать во время ее отсутствия. Дети проявляют тенденцию отказываться от поддержки этих объектов, как только почувствуют себя в большей безопасности, благодаря тому, что привязанность к матери «напитывает душу» - на многие годы вперед опыт близости с матерью дает человеку чувство защищенности.

Оральный же характер является «недокормленным» по определению и поэтому продолжает использовать переходные объекты и во взрослой жизни, особенно те, которые помогают чувствовать себя лучше. Сильная привязанность к использованию разного рода стимуляторов (кофе, никотин) и наркотиков именно этим и объясняется. Факт, что большинство этих средств формирует эффект физиологической и психологической зависимости, дополнительно еще усиливает это действие. Развивается привязанность не только к таким типично «развлекательным» средствам, как алкоголь, никотин, марихуана или кокаин, но также и к средствам менее явно вредным и социально принятым, таким как кофеин или сахар.

Результатом такой неестественной, неудовлетворенной, нечеловеческой жизни, которую невозможно вести вечно, бывает исключительная подверженность оральной личности впадать в состояния серьезного срыва. Часто это физическая болезнь и депрессия. Распространенность физических болезней у оральных объясняет факт хронической неудовлетворенности во многих сферах жизни и, тем самым, большую чувствительность к атакам разного рода болезней.

Более того, болезнь — это культурно санкционированный способ требования заботы, как со стороны других людей, так и от собственного «Я», поэтому она могла в прошлом предоставлять единственный случай для того, чтобы компенсаторная оральная личность могла почувствовать заботу своих родителей. В такой ситуации болезнь, особенно более серьезная, это своего рода способ почетного освобождения от часто подавляющих и неосознанно отвергаемых требований взрослой жизни.

Оральные личности подвержены сильным колебаниям настроения, в большей степени, чем люди других типов характера. Часто они могут сохранять нормальный и даже чрезвычайно интенсивный уровень активности. Однако, рано или поздно все-таки искусственная энергия, движущая ими, истощается, и они переживают глубокий срыв, вплоть до длительных периодов спада.

«Эмоциональная болезнь», которой является депрессия, может появиться по тем же причинам, что и физическая и поддерживаться ради тех же вторичных выгод. Конечно, депрессия используется также и в функции защитного подавления агрессии, враждебности.

Депрессия орального характера обычно сопровождается опустошенностью, отчаянием и тоской. Так как оральный характер – это недокормленный и неудовлетворенный организм, то у него значительно снижен уровень жизненных сил. Поэтому он подвержен травмам и заболеваниям. Нервный срыв или травма предоставляют ему возможность почетного освобождения от неприятных требований взрослой жизни, которые, в сущности, всегда превышали его возможности. Поскольку он сейчас болен или страдает, то может получить заботу и помощь без специальной просьбы об этом.

Благодаря пенсии и другим программам помощи он может, наконец, обеспечить себе жизнь такую, какая, согласно его неосознанным убеждениям, ему причиталась. Таким образом, он находит компромиссное решение, примиряющее многие противоречивые требования взрослой жизни. Все, что он должен сделать, чтобы сохранить это, — это не допустить выздоровления. Но чтобы сохранить уважение к себе, он должен действительно страдать, и он все делает, для того, чтобы так и было на самом деле.

Оральная личность имеет внутренние ограничивающие убеждения, приобретенные ею в детстве:

  • «Мне ничего не надо».
  • «Всего этого я достигну самостоятельно».
  • «Я нахожу себя в самоотдаче и любви».
  • «Мои потребности слишком велики и могли бы притеснить других».
  • «Если бы я выразил свои потребности, то испытал бы разочарование, покинутость или отвержение».

Для мужчин этого типа характерна сексуальная роль «Мужчина-сын», а для женщин — «Женщина-дочь».

Контакт с теплым, дающим телом матери в первый год жизни— это то, в чем новорожденный организм нуждается. Новорожденный, высасывая всю физическую и эмоциональную пищу, какую только может принять, декларирует всем своим существом: «Ты мне нужна». Наблюдения исследователей достаточно убедительно показывают, что интимный телесный контакт — это принципиальное условие выживания новорожденного человека.

Без жизненной материнской близости новорожденный мог бы умереть. Этого типа контакт не только важен для его выживания; он становится также источником удовольствия и прототипом для развития эмоциональной сферы и сексуальности. Существует много способов выражения отношения, которое завязывается между удовольствием от бытия у груди и чувством, что тебя любят. Для новорожденного мать — это весь мир. Если только она действительно с ним, то ощущение контакта превращается в мир чудес, событие, наверное, самое близкое раю на земле!

Что делать, чтобы ослабить или даже полностью сгладить влияние второго типа характера на свою жизнь и жизнь своих детей.

Главное для вас - прийти к переживанию тех потребностей и чувств, в которых вы себе всегда отказывали. Начать этот процесс можно через ощущение того напряжения, которые есть в вашем теле и попыток расслабить эти зажимы и дать телу ощущение свободы. Подойдут все виды релаксации с обязательным контактом (осознанием) с зонами хронического напряжения.

Дальше важно найти и испытать собственные потребности, ваши личные желания и чувства. Во всех ситуациях взаимодействия с другими задавайте себе вопрос: «Чего я сейчас хочу?». Затем начните по чуть-чуть выражать свои желания в ситуациях, которые вы можете расценить как безопасные. Прекратите думать о том, что хотят другие, научитесь слышать свои голос своих потребностей.

Переживание собственных хотений чрезвычайно болезненно, так как вам кажется, что хотеть чего-то для себя унизительно и стыдно. Зафиксируйте себе на этих переживаниях, начните просить то, чего вы хотите.

Найдите и вступите в контакт с той частью себя, которая испытывает раздражение и сожаление. Разожгите эти эмоциональные искры до выраженной враждебности. Именно, злость и отчаяние прячутся глубоко в вашей душе, которая запомнила опыт покинутости и теперь так страшиться одиночества. Чтобы это «перерасти», вы должны почувствовать себя окруженным заботой и, конечно, должны научиться сами заботиться о себе.

На уровне изменения убеждений, вам надо признать факт того, что вы часто предлагаете другим то, чего сами не имеете. При этом ваша зависимость и прилипание приводит, в конце концов, к исчерпанию терпения и чувств, друзей, коллег и любовников до такой степени, что вы снова может вновь пережить отверженность и покинутость.

Ваша жажда безусловного и тотального одобрения и любви, скорее всего неосознанная, не подходит для функционирования во взрослом мире, требующем взаимности. Пересмотрите свои ожидания в отношении ваших близких в связи с этим. Примите, как факт, что ваше ожидание поддержки и слияния во всем, способны вызвать отторжение у других, так как это не такое прилипание не принято у взрослых людей.

Вам надо прийти к такому уровня сознания, который можно описать простыми утвердительными декларациями: «Я имею право на потребности. Я имею право просить об удовлетворении моих потребностей. Я имею право добиваться того, в чем нуждаюсь, признавая подобное право за другими. Я позабочусь о себе. Я могу быть один. Я имею право на сожаление о предшествующем опыте утрат. Я могу быть сильным. Я имею право жаждать любви и любить других людей».

 

Список рекомендованной литературы

  • Стивен М. Джонсон «Психотерапия характера», практическое руководство, М., 2001
  • Блюм Г. «Психоаналитические теории личности»
  • Бурбо Лиз «5 травм, которые мешают вам быть самим собой»
  • Леонгрард К. «Акцентуированные личности»
  • Корвасарский Б.К. «Неврозы»
  • Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард «Рожденные выигрывать»
  • Шнайдер К. «Психологические сценарии личности»
  • Стюарт Й., Джойнс В. «Жизненный сценарий, как мы пишем историю своей жизни»
  • Б. Уайнхолд , Дж.Уайнхолд «Избавление от созависимости»
  • Мануэль Дж. Смит «Тренинг уверенности в себе»