Проверьте себя
1. Вам трудно выражать гнев.
2. Близкие говорят вам о том, что вы холодны и/или бесчувственны, и вам нет дела до их проблем, хотя вы знаете, что это не так.
3. Вам трудно устанавливать контакты.
4. Хотя вы думаете, что понимаете других людей, они всегда говорят, что вы не имеете ни малейшего понятия о том, что они чувствуют.
5. Для вас трудно быть самим собой в близких отношениях. Вы боитесь показаться смешным и потому отступаете.
6. Ваши друзья считают вас спокойным или даже мягким.
7. Вам нужны отношения с людьми, но вы боитесь быть близко связанным с ними.
8. Вам трудно спонтанно позвонить незнакомому человеку.
9. Вы не всегда знаете, что вы чувствуете.
10. У вас случаются вспышки ярости - крайне редко, но вместе с тем крайне резко и неожиданно для окружающих.
11. Окружающие даже не догадываются о том, насколько вы ранимы.
12. От неприятностей вы склонны прятаться в мечты, фантазии, сны.
13. Иногда вы чувствуете себя, как пустая раковина. Вы можете ощущать полную бессмысленность существования.
14. Вы колеблетесь, перед тем как что-то сказать.
15. У вас мало отражаются на лице мысли или реакции на происходящее.

Первый тип характера

Этот тип характера формируется в том случае, если в первые три месяца жизни ребенок в силу каких-либо причин не чувствует себя безопасно.

Еще находясь в утробе матери, ребенок пытается понять: «Нужен я в этом мире или нет? Как ко мне относятся?». Ответ на это вопрос определит на всю дальнейшую жизнь его отношение к миру и окружающим - позитивное, без страха или негативное с враждебностью и страхом.

Семья, в которой формируется описываемый тип характера, не может обеспечить эмоциональную теплоту и чуткость ко всем потребностям ребенка в наиболее чувствительный для закладки чувства безопасности период жизни.

Очевидный случай условий, в которых может сформироваться такой характер - это холодное и враждебное окружение дома малютки или больницы, где оказался малыш в первые месяцы жизни.

Следующий распространенный случай – когда ребенок пережил реальную угрозу жизни в результате болезни своей или матери в последние месяцы беременности.

Такой характер может сформироваться и в условиях менее критических. Реакция родителей на появление малыша и забота о нем в первые месяцы жизни может не быть последовательной. Не секрет, что дети не всегда бывают планируемыми и желаемыми, а те, которые были желаемыми, не всегда воспринимаются однозначно. Более того, многие родители, думая, что хотят ребенка, меняют свое отношение, когда на них обрушивается груз ответственности, когда изменяются условия их жизни или, когда их ресурсы оказываются меньше, чем они рассчитывали.

Исследования показали, что уже в возрасте 3 месяцев ребенок хорошо различает то, с каким отношением за ним ухаживают и реагирует неприязненно, если родители (всего лишь!) принимают равнодушное выражение лица. Он также точно понимает, приспосабливаются ли родители к его потребностям или пытаются перестроить их под себя. Например, когда ребенок путает день с ночью и его упорно переучивают или кормят не тогда, когда он просит, а когда определено по учебнику или как советуют «опытные» бабушки.

Все вышеперечисленные случаи создают почву для того, чтобы потребности в принятии и отклике родителей в эти месяцы не были удовлетворены в полной мере.

Ребенок, не имея опыта и знаний, чтобы объяснить себе «холодность» окружения, интерпретирует это нечуткое отношение как отвержение. Причиной этого отвержения он считает какое-то свое несоответствие ожиданиям окружающих и принимает кардинальное для себя решение: «Со мной что-то не так». Чувства и решения ребенка хорошо иллюстрируются в «Гадком утенке» Андерсена.

В подобных условиях ребенок переживает травму отвергнутого ребенка, а отношение окружающих к себе воспринимает как ненависть. В результате этого формируется шизоидный характер.

«Шизоидный» означает — «расколотый». Название прямо указывает на характер процессов, происходящих внутри человека. Шизоидная личность живет, не слыша себя - своих ощущений, переживаний, так как она в младенчестве вынуждена была научиться отключаться от них.

Естественная первоначальная реакция ребенка на холодное, враждебное и угрожающее поведение взрослых (так как он это воспринимает) – это ужас и злость. Малыш испытывает страх, который называют страхом превращения в ничто, – по принципу «меня здесь не хотели, меня уничтожат».

Хронический страх и злость становятся невыносимым состоянием. Для того, чтобы справится с этими тяжелыми переживаниями, ребенок использует самые простые, доступные ему психологические защиты, других у него пока еще нет, они просто не успели сформироваться. Все, что он может сделать, – это уйти, отдалиться, затаиться, стать меньше, замереть. Чтобы перестать чувствовать эти ужас и злость, ребенку надо перестать слышать себя и понимать свои ощущения. Не слышать и не понимать можно, если начать отключаться от собственных ощущений. Не присутствовать - значит и не страдать.

Основная проблема шизоидной личности состоит в хроническом неосознаваемом страхом отвержения, восприятии мира, как враждебного, а себя - как «неправильного, недостойного внимания и любви».

Шизоидная личность проявляет неспособность различать собственные чувства и создавать прочные социальные и интимные контакты. В значительной степени шизоидного человека можно определить, как личность, которая не имеет контакта с собственным «Я» и с другими людьми.

В детстве ребенок, который чувствует, что его отвергают, живет в воображаемом мире. По этой же причине он чаще всего бывает умным, благоразумным, тихим и не создает проблем. В одиночестве он тешится свои воображаемым миром и строит воздушные замки. Он даже может считать, что его родители не настоящие и его перепутали в больнице. Такие дети изобретают множество способом убежать из дома, один из них – выраженное желание идти в школу. Однако, придя в школу и чувствуя себя отвергнутыми (или отвергая самих себя), они отправляются в собственный мир, «на Луну». С другой стороны. Ребенок такого склада хочет, чтобы его заметили, хотя и не уверен в своем праве на существование.

Во взрослой жизни проблемы людей с шизоидным стилем характера уже четко фокусируются в плоскости социальных навыков и контактов с другими людьми. Шизоидная личность испытывает значительные трудности в установлении контактов с окружающими, потому, что слабо понимает и не правильно оценивает их поведение. Особенно трудно ей даются ситуации и отношения, требующие доверия и привязанности.

Чтобы избежать дискомфорта от перегрузок общения, такой человек может попытаться устраниться от общества и даже уйти в воображаемую реальность, мечты, фантазии или сон. Шизоид – завсегдатай сети, любитель зависать в онлайн-играх, знакомится по интернету и там же реализовывать свою потребность в общении, так как это гораздо безопаснее, чем в реальности.

Человек с шизоидным характером имеет склонность видеть неприязнь и черствость там, где ее нет, а также выбирать такое окружение, которое будет соответствовать его несовершенным коммуникативным стратегиям, то есть недостаточно понятное, прозрачное и «дающее».

Поведение шизоидного типа может различаться в зависимости от того, насколько человеку удается контролировать или прятать свои чувства.

В случае слабых защит, - это будет личность, которая слишком впечатлительна к любым проявлениям холодности и поэтому ей трудно на долгое время увлечься каким-либо видом деятельности или отношениями.

При более развитых формах защиты шизоидная личность может найти тот вид деятельности, где она наиболее продуктивна, и избегать других областей деятельности. Например, быть хорошим программистом и в то же время иметь слабо развитые личностные связи с женой и своей семьей. Такой человек может быть очень убедительным и напористым в одних социальных контекстах (учитель, судья) и боязливым и несамостоятельным в других , - личностных, там где требуется способность к близости и интимности.

Шизоидная личность тяготеет к ситуациям, в которых оказывается отвергнутым в сексуальном плане. Либо же она сама себе отказывает в сексуальной жизни, создавая выдуманные преграды - например, полжизни он ждет идеальную женщину.

Ключом к распознанию шизоидной личности может служить отключенность личности от главных жизненных процессов – от тела, от чувств, от близких людей. Вне ситуаций, чаще профессиональных, где личность может иметь большие достижения, наблюдается универсальная тенденция к избеганию непосредственного контакта с жизнью лицом к лицу - путем открещивания, бегства от прямой конфронтации или близости, переключения внимания и «ухода в себя».

И даже в области достижений почти всегда проявляется страх, ограничивающий активность, так как личность нераздельно воспринимает себя и свои достижения и потому малейший неуспех воспринимается ею как уничтожение себя. Способом выражения этих тенденций является стремление к совершенству и откладывание дел на потом. Для шизоида инвестирование во внешние достижения служат безопасно пристанью, защищающей от жизни. Очень распространены попытки заслужить внешнее одобрение и самоодобрение через достижения, связанные с умственными способностями. Это единственная возможность контактировать с миром, выразить самого себя, получить признание, одобрение и чувство своей роли в жизни. Таким образом , шизоидная личность зарабатывает право на жизнь.

Шизоидный характер имеет и специфическое выражение в теле, т.к. психика реагирует не только изменением в поведении, но и изменениями в мускулатуре. Когда организм в раннем детстве встречает негативизм и подавление своих потребностей, он, чтобы выжить, предпринимает попытки тормозить те импульсы, которые, как ему кажется, отвечают за столь негативный опыт - появляется спазм некоторых мышц. Спазм становится хроническим и, в итоге, может привести к очень серьезным изменениям в позе тела и в функционировании внутренних органов.

Самая распространенная характеристика тела шизоидной личности, — это значительное ограничение жизни в теле. Движения кажутся скованными, часто механическими, лишенными естественной спонтанности и плавности.

«Замораживание» внутренней энергии происходит за счет сжатия диафрагмы, что приводит к более поверхностному дыханию. Дополнительно это может сопровождаться напряжением мышц грудной клетки и поднятием плеч. Подавление дыхания вполне может влиять на голос, а одновременное сжатие горла может быть причиной высокого, словно детского тона голоса, вызванного сужением гортани. С этим также связано то, что если попросить такого человека дышать глубоко, то он может даже начать задыхаться.

Шизоидное расщепление между мышлением и чувствами здесь в буквальном смысле представлено хроническим напряжением шеи — области, отделяющей голову от туловища. Это выглядит так, будто естественные инстинктивные импульсы там были блокированы и не допускались в голову.

Наряду с характерным ограничением подвижности в верхней части грудной клетки и в области шеи наблюдается, как правило, сильное напряжение в основании черепа, связанное с характерным блоком в области глаз. Эта последняя блокада может также наблюдаться в выражении глаз, которое, особенно заметно в состоянии стресса — они могут казаться отсутствующими или отключенными. Под влиянием стресса шизоидная личность может фактически убегать от актуальных событий, и это бегство может быть замечено по ее глазам, которые будто бы смотрят и не видят, и производят впечатление отсутствующего взгляда.

Очевидно, что такая неподвижность тела часто порождает проблемы с суставами. Чтобы лучше понять эту зависимость, можно представить себе хроническое напряжение, которое возникает в суставах в ответ на стойкую неподвижность тела.

Отмечаются также такая особенность тела шизоидной личности, как «диспропорциональность тела». Это означает, что тело не представляет единого целого, что какая-то его часть не подходит к остальному целому. Например, голова может казаться несоответствующей телу или же плечи непропорциональны туловищу. Встречаются также случаи асимметрии — левая половина тела больше или меньше, чем правая.

Наконец, общий недостаток жизни в шизоидном теле находит отражение в недостатке соответствующего цвета тела, в частности, в бледности, а также в ощущаемом при прикосновении холоде в областях хронического спазма — области суставов, диафрагмы или узких местах тела (например, шея, запястья, голеностопная область).

Подобные спазмы являются естественной основой развития психосоматических болезней. Хроническое напряжение в верхней части тела, в шее и области глаз легко перекидывается на исключительную подверженность головным болям и проблемы со зрением. Сдавленное дыхание объясняет чувствительность к болезням органов дыхания, так же, как хроническое напряжение в суставах порождает склонность к болезням и травмам этих частей тела.

У шизоидной личности есть ограничивающие внутренние убеждения, которыми она пользуются для интерпретации действительности. Главное, глубоко укорененное убеждение: «Со мной что-то не так». Другие неосознаваемые убеждения касаются мира, который согласно этому представлению всегда опасен, сложен и холоден.

Внутренние убеждения шизоидной личности:

  • «Я не имею права на существование».
  • «Мир опасен».
  • «Наверное, со мной что-то не так».
  • «Если бы я позволил себе ослабить контроль, то мог бы кого-нибудь убить».
  • «Все трудности я разрешу своим интеллектом».
  • «Настоящие ответы в этой жизни имеют духовную природу и принадлежат к другому миру».

Для того, чтобы ребенок мог сформировать стабильное ощущение безопасности на всю жизнь, беременность у матери должна протекать без угрозы срыва и в комфортном эмоциональном состоянии. Зачастую во время беременности есть сложности с ее протеканием, мать может находиться в конфликтных отношениях с кем-то из близких, переживать из-за каких бы то ни было проблем.

Родившийся малыш должен находиться в окружении абсолютно чутком ко всем его желаниям, с положительными эмоциональными откликами на его потребность в контактах любого рода – улыбается ли он, капризничает или орет «ночь напролет». Подобное поведение малыш интерпретирует для себя, как: «Привет, малыш, мы тебе очень рады, ты всегда можешь рассчитывать на нашу поддержку! Мы счастливы, что ты есть!»

Что делать, чтобы ослабить или даже полностью сгладить влияние первого типа характера на свою жизнь и жизнь своих детей?

Ваша самая важная задача – это воссоединения с собой. Без этого не может идти речь об изменении отношений с миром. Реализацию начинается с различения своих ощущений. Научитесь концентрироваться на своем внутреннем состоянии или физических ощущениях. Научитесь доверять своему телу и своим переживаниям.

Следующим этапом может быть усиление чувства соотнесенности с реальностью, с которой вы имеете дело — еды, работы, природы, дома и т.п.

Далее надо распространить это умение на мир людей - на близких, коллег по работе и друзей. Развивайте этот сенсорный контакт с самим собой, с миром вещей и с миром людей.

Было бы очень хорошо, если бы попытались осознать и свои защиты - как именно вы убегаете от своих переживания и от реальности. Попробуйте выполнить маневр бегства, полностью его контролируя и отслеживая результаты.

Изменение своего привычного опыта взаимодействия с действительностью, соприкосновение со своими переживаниями и ощущениями в теле может привести вас к своему глубинному ужасу и ярости. Важно обнаружить ужас и пережить его, зафиксировав при этом, что ничего катастрофического не происходит. Испытывать ощущение ужаса и переносить его, — это важный опыт.

Укрепившийся чувственный контакт с собственным телом и с другими людьми делает возможным осознание интенсивности этих эмоций без необходимости бегства.

Центральная задача этого процесса — увеличить вашу толерантность к собственным чувствам и их выражению.

Вам надо стремиться к тому, чтобы ощутить на физическом и эмоциональном уровне ту действительность, которую можно выразить в простых и позитивных декларациях: «Мне здесь рады. Я принадлежу к этому месту. Я могу доверять жизни. Я могу доверять собственным чувствам. Я член сообщества. Я способен любить и быть любимым. Я могу позаботиться о себе. Я действительно сделаю это и буду любить себя. Я могу радоваться движению в моем теле. Я могу бегать, прыгать, кричать, выражать себя. Я в безопасности. Меня любят. Я могу расслабиться».

 

Список рекомендованной литературы

  • Стивен М. Джонсон «Психотерапия характера», практическое руководство, М., 2001
  • Блюм Г. «Психоаналитические теории личности»
  • Бурбо Лиз «5 травм, которые мешают вам быть самим собой»
  • Леонгрард К. «Акцентуированные личности»
  • Корвасарский Б.К. «Неврозы»
  • Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард «Рожденные выигрывать»
  • Шнайдер К. «Психологические сценарии личности»
  • Стюарт Й., Джойнс В. «Жизненный сценарий, как мы пишем историю своей жизни»